Первая – календарная. Весна – время посевной, а заодно всего комплекса вопрос, связанных с обеспеченностью посевными материалами и ГСМ. Параллельно чаще всего встает вопрос о модернизации парка техники, перехода к «умному АПК», «цифровым полям», активному использованию беспилотников.

Вторая причина – рыночная. На мировом сельхозрынке Россия и Украина занимают весьма серьезные позиции. Наша страна сейчас под санкциями, на Украине продолжается Специальная военная операция. Многие эксперты уже сейчас говорят о грядущем продовольственном кризисе, что, конечно, не будет способствовать одной из ключевых задач международного сообщества – противодействия голоду на Земле.

Третья – модельная. АПК одним из первых пострадал в волну санкций западных стран после воссоединения Крыма с Россией, но в этой сфере был применен симметричный ответ – антисанкции. Они позволили запустить форсированное развитие отечественного сельского хозяйства, компенсировать отставание по многим культурам и продуктам. Теперь, в условиях нового санкционной волны многие обращают внимание на пример АПК для того, чтобы выстроить работу в иных отраслях методологически схожим образом.

Все эти сюжеты напрямую связаны с обеспечением безопасности, независимости и суверенитета страны (в целом и по отдельным измерениям), а эти процессы глубоко переплетены с научно-образовательной политикой. В частности, по вопросам продовольственной безопасности одним из ключевых параметров зависимости России долгое время был (и пока что остается) семенной материал. Для решения этой проблемы еще в 2017 году была запущена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйтсва, которая стала модельной для целого ряда последующих инициатив.

Первая подпрограмма в рамках ФНТП РСХ посвящена селекции и семеноводству картофеля. И как раз сейчас, в 2022-м году пришло время оценивать первые серьезные результаты. О них рапортует портал Минобрнауки.

Российские научные организации совместно с предприятиями реального сектора экономики в 2021 году произвели около 20 тыс. тонн элитных семян, что составляет почти 50% потребности российского рынка. Общая посевная площадь под картофель в нашей стране составила более 1,1 млн га, валовой сбор – более 18,2 млн тонн. При сохранении таких темпов производительности Россия уже к 2025 году выйдет на уровень обеспеченности отечественным семенным материалом картофеля высших репродукций в 100%.

С начала реализации подпрограммы зарегистрировано 29 новых отечественных конкурентоспособных сортов картофеля, как столовых, так и пригодных для переработки. Отечественные селекционные разработки сопоставимы с иностранными аналогами, а по некоторым показателям, например, продуктивности и устойчивости к заболеваниям, их превосходят.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации установлен уровень самообеспеченности Российской Федерации по картофелю в 95%.

В недавнем интервью президент РАН Александр Сергеев особый акцент сделал именно на ФНТП РСХ – что неудивительно, ведь он стал главой Академии в процессе выработки Программы, а ее реализация продолжалась все эти годы. Впрочем, Александр Сергеев более сдержан в оценках результативности программы.

Помимо семян для продовольственной безопасности важна техника. Именно этому аспекту был посвящен визит министра науки и высшего образования Валерия Фалькова на ВИМ. Ему показали завод с полным циклом производства инновационного оборудования для различных отраслей агропромышленного комплекса, в частности, машин для селекции сельскохозяйственных культур, цифрового роботизированного животноводства, переработки и хранения сельхозпродукции.

АПК в итоге становится не только одной из ключевых отраслей прорыва, но и «базой лучших практик» для реакции на санкционное давление.

Источник