Телль-Хисбан, расположенный на равнинах Мадаба, представляет собой «житницу империй», отметил американский археолог.

«Во времена империи мамлюков Телль-Хисбан был важным местом для голубей между Дамаском и Каиром, поскольку почтовая связь осуществлялась специально обученными голубями, а это место находилось на маршруте паломничества между Каиром и Дамаском», — сказала Бетани Уокер.

Цитадель мамлюков занимает вершину холма, а под холмом находилась густонаселенная деревня, состоящая из групп фермерских домов с общими дворами и амбарами, продолжила Уокер, добавив, что это место достигло политической и социальной известности в 14 веке.

В период правления султана Аль-Насира Мухаммеда (1310-1340) Телль-Хисбан стал административным центром со статусом районной столицы и военным гарнизоном, пояснила ученый.

Она отметила, что государственные инвестиции помогли урбанизировать деревню и рынок в Телль-Хисбане, обеспечив сельскохозяйственной продукцией центральные горные районы Трансиордании.

«В период Айюбидов [1171–1260] было построено медресе, и Телль-Хисбан также стал центром исламского обучения, а юристы, специализирующиеся на шариате, отправлялись в Каир и другие центры», — рассказала Уокер, добавив, что в деревне есть свой собственный суд и судья.

По ее словам, участие Телль-Хисбан на межрегиональных рынках было в первую очередь основано на производстве зерновых.

Уокер объяснила, что недавние ботанические исследования на месте археологических раскопок задокументировали самые важные события в этом отношении в 14 веке: диверсификация производства зерновых и интенсификация производства пшеницы, в частности за счет орошения.

«Эти решения принимали сами земледельцы, а не какой-то государственный императив или политика. Даже экономическое давление налогообложения не влияло на выбор конкретных зерновых», — сказала Уокер, отметив, что объем производства зерновых их группа определяла размером и количеством амбаров.

Она подчеркнула, что производство зерновых было наиболее облагаемым налогом товаром в Телль-Хисбане в 16 веке, хотя к концу века в деревне никто не жил, добавив, что эти амбары, скорее всего, относятся к мамлюкскому периоду.

«Большое количество зерна хранилось в крепости Телль-Хисбан в 18-м и 19-м веках, а с зерновым бумом в середине 19-го века зерновые стали массово производиться и транспортироваться в палестинские порты», — сказала Уокер.

По словам профессора, XVI век представляет собой «поворотный момент» в отношениях между местным сообществом и крупномасштабной коммерциализацией сельского хозяйства.

«Основы для этих изменений были заложены в поздний мамлюкский период из-за растущего числа возможностей, доступных сельским жителям для покупки и продажи сельскохозяйственных угодий», — сказала Уокер.

Источник