Руководитель Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин дал интервью азербайджанской газете «Каспий»:

– Помнится, еще в прошлом году миру прочили голод и дефицит еды, особенно хлеба. Стоимость пшеницы на мировых рынках угрожающе росла, а сегодня наблюдается прямо противоположное. Чем объяснить столь резкие перемены?

– Скачок цен на зерно произошел из-за попыток «отменить» российскую пшеницу и другие наши зерновые культуры на мировом рынке. А ведь Россия – важная часть мирового баланса и крупнейший экспортер пшеницы. Например, по данным International Grains Council доля российской пшеницы в этом сезоне составит 22%. Вы только вдумайтесь: каждая пятая тонна пшеницы на мировом рынке – российского происхождения. Поэтому невозможно безболезненно аннулировать столь огромный объем предложения. Это чуть было не привело к мировому продовольственному кризису. Искусственно созданные в прошлом году ограничения против экспорта российской сельхозпродукции обернулись дефицитом зерна, разбалансировкой рынка и скачкообразным ростом цен.

Если приглядеться к динамике, то фаза рекордных мировых цен на зерно полностью совпадает со временем действия наиболее жестких скрытых санкций и информационной кампании против поставок российского зерна. К счастью, очевидность проблемы и здравый смысл возобладали. Дискриминационные ограничения ослабли, и это помогло российскому зерну вернуться на мировой рынок, восстановить там баланс спроса и предложения. Мировые цены падали синхронно с повышением объемов поставок из России вплоть до сегодняшних рекордов, что вернуло цены на докризисный уровень, даже ниже, к середине 2021 года.

– Как долго продлится ценовой спад и каковы прогнозы на урожай следующего года?

– К сожалению, из-за геополитической обстановки на мировые цены больше влияет не возможность России производить рекордные объемы зерна, а рукотворные дискриминационные барьеры, препятствующие его попаданию на мировой рынок. Я уже говорил, что мы прошли наиболее острую фазу скрытых санкций, но дискриминационные ограничения остались. И в первую очередь это проблемы с банковским обслуживанием, фрахтом судов, а также защитой прав в международных торговых спорах.

Обратите внимание, такие ограничения продолжают действовать, несмотря на неоднократные заявления международных организаций о гуманитарном характере нашего бизнеса и специально выпущенные лицензии компетентных органов ведущих мировых держав. Скрытые санкции потому и скрытые, что носят неформальный характер. И действуют они не на бумаге, а в виде вербальных установок. Пока они существуют, риски искусственного дефицита зерна на мировом рынке не исчезнут. 

– А как же экспортные пошлины? Не мешают ли они реализации огромного урожая зерновых и можно ли надеяться на отмену этого сбора? 

– Экспортные пошлины уже давно интегрированы в деловую активность и не мешают нам ставить исторические рекорды по поставкам зерна. Мешали скрытые санкции. Достаточно было их ослабить, и мы вышли на максимальные объемы отгрузки, соответствующие рекордному урожаю этого сезона. Пошлина рассчитывается по простой формуле. Беспошлинный порог цены составляет 15 тысяч рублей, и это четко зафиксировано в нормативных документах. Проблем с расчетом и даже прогнозом будущих значений пошлины нет, мы их давно публикуем в открытом телеграм-канале Союза экспортеров зерна.

Источник 

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ