Президент России Владимир Путин на пленарной сессии I Евразийского экономического форума говорил о «Большой Евразии». В текущих условиях состоялось возрождение и перезагрузка этого концепта:

«Большая Евразия – это без преувеличения большой цивилизационный проект, и главная идея заключается в создании общего пространства равноправного сотрудничества для региональных организаций. Большое евразийское партнёрство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всём континенте и, конечно, при учёте многообразия моделей развития, культур и традиций всех народов».

Институциональное Большую Евразию можно представить как пересечение нескольких пространств: Евразэс, ОДКБ, ШОС, БРИКС, АСЕАН.

На базе Евразэс и с перспективой распространения на всю Большую Евразию Владимир Путин предлагает создать собственную «ВТО», которая максимально способствовала бы развитию, при этом не являлась инструментом дискриминация любого из участников.

Президент России акцентировал внимание на том, что интеграция в рамках Евразэс была обусловлена именно экономическими, а не политическими вопросами, которые могут стать логичной надстройкой над текущим уровнем взаимоотношений. Этот подход аналогичен ОДКБ, где вопросы военной безопасности так же стали предтечей для трансфера в сторону политического блока.

В научно-технологической области Владимир Путин зафиксировал позицию «рабочего позитива»: пусть многое в импортозамещении не удалось, но все же получилось в самых критических областях. Речь не о терминах, а о содержании процесса:

«Да, конечно, не всё удалось сделать за предыдущие годы в области импортозамещения. Но всё невозможно сделать: жизнь быстрее, чем принимаемые административные решения, она быстрее развивается. Но ничего здесь страшного нет. По ключевым направлениям, которые обеспечивают наш суверенитет, мы сделали самое необходимое.

Будем двигаться дальше. Ведь импортозамещение – это не панацея от всех бед, и мы не собираемся заниматься исключительно импортозамещением. Мы собираемся просто развиваться. Но там, где мы вынуждены заниматься этим импортозамещением, мы делаем это и будем делать дальше. Да, может быть, с каким-то переменным успехом, но точно совершенно от этого станем только сильнее, особенно в области высоких технологий».

Импортозамещение не является самоцелью – и эта мысль Владимира Путина происходит как раз из дискурса научно-технологического прорыва, который остается в повестке дня и на особом контроле главы государства. Задача – не просто заместить тот или иной продукт, но придать стимул для комплексного развития науки как движущей силы экономического прогресса:

«Собственно, это импортозамещение было необходимым, чтобы создавать что? Не просто сборочные цеха, а инженерные центры, научные центры. Это неизбежно для любой страны, которая хочет повысить свой экономический, финансовый, а в конечном итоге и политический суверенитет. Это неизбежно

Для страны, для её развития, я уже сказал и повторю это, важны инженерные центры, научные центры, которые являются базой собственного развития».

Большая Евразия – это новый глобальный геополитический проект России в рамках философии Путина. Наравне с консервативно-гуманитарным альтерглобализмом – это уже вторая столь масштабная инициатива России. Это означает, что наша страна и ее президент в глобальной политике перешли от реагирования на вызовы, которые ставит коллективный Запад, к функционалу архитекторов мировой политической и экономической системы. Альтернативы западной гегемонии сейчас крайне востребованы по всему миру.

Источник