Ключевой вопрос

Определяющими факторами для российского долгового рынка будут уровень инфляции и действия Банка России. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина по итогам декабрьского заседания совета директоров отмечала, что политика регулятора в 2024 году будет во многом зависеть от того, что будет происходить с устойчивыми компонентами инфляции. Согласно последним данным Минэкономразвития, годовая инфляция в России на 25 декабря ускорилась до 7,59% с 7,48% неделей ранее. Это заметно выше целевого уровня ЦБ (4%).

Впрочем, опрошенные «Ъ» аналитики считают, что принятых Банком России мер будет достаточно для стабилизации ситуации с инфляцией в первом полугодии 2024-го.

А уже во втором полугодии она может пойти на спад. Управляющий по анализу банковского и финансового рынка ПСБ Дмитрий Грицкевич отмечает, что в базовом сценарии экономического развития к концу текущего года прирост ИПЦ в годовом выражении составит около 5,5–6%. «В случае снижения инфляционного давления в начале года Банк России сможет начать снижение ключевой ставки уже в первой половине 2024 года»,— считает главный экономист по России и СНГ+ «Ренессанс Капитал» Софья Донец. В базовом сценарии она закладывает снижение ключевой ставки вплоть до 9% к концу года. Дмитрий Грицкевич видит ее на уровне 12%.

Лучшая половина

Поэтому в первом полугодии участники рынка не ждут сильных изменений цен на долговом рынке, то есть доходности ОФЗ будут находиться в диапазоне 11,5–12% годовых. При появлении первых признаков стабилизации инфляции и сигналов ЦБ о начале снижения ставки можно ждать снижения доходностей госбумаг, а вслед за ними — и доходности корпоративных облигаций. «К концу года кривая, скорее всего, сместится в диапазон 10–10,5% годовых»,— оценивает Дмитрий Грицкевич.

В таких условиях можно ожидать оживления на первичном рынке не только гособлигаций, но и корпоративных облигаций. Как отмечает руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитал» Алексей Булгаков, на рынок придет задержанное предложение периода высоких ставок. «Компании будут искать деньги на развитие, следовательно, облигации будут оставаться альтернативой банковскому кредитованию. Не стоит забывать про серьезные маркетинговые усилия, которые прилагают регулятор, организаторы и инфраструктура по продвижению облигаций»,— отмечает руководитель направления DCM департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Максим Чернега.

Эмитенты станут охотнее предлагать бумаги сроком обращения свыше трех лет, тогда как в конце минувшего года в основном размещались менее длинные выпуски. «Это сделает стоимость долгосрочного заимствования более привлекательной для эмитентов»,— поясняет начальник управления инвестиционного анализа Совкомбанка Дмитрий Никонов.

Полный текст статьи 

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ