Рим/Нью-Йорк – В докладе Организации Объединенных Наций приводятся новые данные, свидетельствующие о том, что мир все дальше отходит от своей цели по ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания во всех его формах к 2030 году: число людей, страдающих от голода в мире, в 2021 году достигло 828 млн, что примерно на 46 млн больше, чем в 2020 году, и на 150 млн больше, чем до начала пандемии COVID-19 (1). 

 

В докладе "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" (СОФИ) за 2022 год представлены последние данные о ситуации с продовольственной безопасностью и питанием в мире, включая последние оценки стоимости и экономической доступности здорового питания. Кроме того, в докладе рассматриваются способы, как правительства могут переориентировать меры по оказанию помощи сельскому хозяйству, с тем чтобы снизить стоимость здоровых рационов, учитывая ограниченность ресурсов государств во многих регионах мира.

 

Доклад совместно опубликован сегодня Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Международным фондом сельскохозяйственного развития (МФCР), Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

 

Приведенные в докладе цифры не внушают оптимизма:

  • В 2021 году с голодом столкнулись 828 млн человек – на 46 млн больше, чем годом ранее, и на 150 млн больше, чем в 2019 году.
  • C 2015 года доля голодающих оставалась относительно неизменной, но в 2020 году она выросла и продолжила расти в 2021 году, достигнув 9,8 процента мирового населения. Для сравнения, в 2019 году эта доля составляла 8 процентов, а в 2020-м – 9,3 процента.
  • В 2021 году около 2,3 млрд человек в мире (29,3 процента) столкнулись с умеренной или тяжелой формой отсутствия продовольственной безопасности – это на 350 млн больше, чем до начала пандемии COVID-19. Почти 924 млн человек (11,7 процента мирового населения) столкнулись с отсутствием продовольственной безопасности в тяжелых формах – это на 207 млн больше, чем двумя годами ранее.
  • В 2021 году продолжил расти гендерный разрыв в отсутствии продовольственной безопасности: с умеренной или тяжелой формой отсутствия продовольственной безопасности в мире столкнулись 31,9 процента женщин по сравнению с 27,6 процента мужчин – разрыв превышает 4 процентных пункта, в то время как в 2020 году он составлял 3 процентных пункта.
  • В 2020 году здоровое питание не могли позволить себе почти 3,1 млрд человек, что на 112 млн больше, чем в 2019 году – это стало следствием инфляции потребительских цен на продовольствие, вызванной экономическими последствиями пандемии COVID-19 и принятыми мерами по ее сдерживанию. 
  • По оценкам, 45 млн детей в возрасте до пяти лет страдали от истощения – наиболее опасной формы неполноценного питания, при которой риск смерти ребенка увеличивается в 12 раз. Кроме того, из-за хронического недостатка в рационе жизненно важных питательных веществ 149 млн детей в возрасте до пяти лет испытывали отставание в росте и развитии, в то время как 39 млн имели избыточный вес.
  • Был достигнут прогресс в области исключительно грудного вскармливания: в 2020 году во всем мире исключительно на грудном вскармливании находились почти 44 процента младенцев в возрасте до шести месяцев. Этого все еще недостаточно для достижения цели в 50 процентов к 2030 году. Крайне тревожит то, что две трети детей не получают разнообразного питания, минимально необходимого им для здорового роста и полноценного развития.

 

  • Согласно прогнозам, в 2030 году, даже с учетом восстановления мировой экономики, около 670 млн человек (8 процентов мирового населения) будут по-прежнему сталкиваться с голодом. Эта цифра соответствует показателям 2015 года, когда в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года была поставлена цель по ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания к концу этого десятилетия.

 

На момент публикации данного доклада продолжается война на Украине, в которой участвуют два крупнейших мировых производителя основных зерновых, масличных культур и удобрений и которая нарушает функционирование международных товаропроводящих цепочек и приводит к росту цен на зерно, удобрения, энергоносители, а также на готовые к употреблению продукты для лечебного питания детей с тяжелой недостаточностью питания. При этом товаропроводящие цепочки уже подвергаются негативному воздействию все более частых экстремальных климатических явлений, особенно в странах с низким уровнем дохода, а это может иметь серьезные последствия для глобальной продовольственной безопасности и питания.

"В настоящем докладе неоднократно подчеркивается усиление этих основных причин отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания: конфликтов, экстремальных климатических явлений и экономических потрясений на фоне растущего неравенства", – пишут в предисловии к докладу главы пяти специализированных учреждений ООН (2). "Вопрос не в том, будут ли продолжаться бедствия, а в том, как нам предпринять более решительные действия для повышения устойчивости к будущим потрясениям".

Переориентация мер сельскохозяйственной политики

 

В докладе особо отмечается, что в период 2013–2018 годов агропродовольственному сектору в среднем оказывалась помощь в размере почти 630 млрд долл. США в год. Львиная доля этой помощи идет отдельным фермерам по линии мер торговой и рыночной политики и в форме налоговых субсидий. Однако значительная часть этой помощи не только нарушает работу рынков, но и не доходит до многих фермеров, наносит вред окружающей среде и не способствует производству питательных продуктов, составляющих основу здорового питания. Отчасти это объясняется тем, что субсидии часто направлены на производство основных продовольственных товаров, молочных изделий и других пищевых продуктов животного происхождения, особенно в странах с высоким и повышенным уровнем дохода. По всему миру чаще всего стимулируется производство риса, сахара и мяса различных видов, в то время как содействие производству фруктов и овощей оказывается в сравнительно меньшей степени, особенно в некоторых странах с низким уровнем дохода.

 

Учитывая угрозу надвигающейся глобальной рецессии и ее последствия для государственных доходов и расходов, одним из способов содействия восстановлению экономики является переориентация мер агропродовольственной помощи для целенаправленного производства питательных продуктов там, где их потребление на душу населения еще не соответствует уровням, рекомендованным для здорового питания.

Факты свидетельствуют о том, что если правительства перенаправят выделяемые ресурсы на стимулирование производства, поставок и потребления питательных продуктов, то это будет способствовать тому, что здоровое питание станет менее затратным и более доступным для всех в равной степени.

Наконец, в докладе отмечается также, что правительства могут дополнительно снизить барьеры для торговли питательными продуктами, такими как фрукты, овощи и бобовые.

(1) По оценкам, в 2021 году от голода страдали 702–828 млн человек. Данная цифра дается в диапазоне значений для того, чтобы продемонстрировать дополнительную неопределенность собираемых данных, обусловленную пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничениями. Увеличения определялись по медианному значению этого расчетного диапазона (768 млн).

(2) От имени ФАО – Генеральный директор Цюй Дунъюй; от имени МФСР – Председатель Жильбер Ф. Унгбо; от имени ЮНИСЕФ – Исполнительный директор Кэтрин Рассел; от имени ВПП – Директор-исполнитель Дэвид Бизли; от имени ВОЗ – Генеральный директор Тедрос Адханом Гебрейесус.

Цитаты

Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй: "Страны с низким уровнем дохода, в которых сельское хозяйство играет центральную роль в экономике и создании рабочих мест и источников средств к существованию в сельской местности, имеют мало государственных ресурсов, которые можно перенаправить. ФАО привержена продолжению работы с правительствами этих стран, чтобы найти способы расширить охват государственных услуг, предоставляемых всем участникам агропродовольственных систем".

 

Председатель МФСР Жильбер Ф. Унгбо: "Для человечества эти цифры не предвещают ничего хорошего. Мы продолжаем удаляться от нашей цели по ликвидации голода к 2030 году. В следующем году из-за последствий глобального продовольственного кризиса, скорее всего, ситуация еще больше ухудшится. Мы должны активнее подходить к ликвидации голода, и МФСР готов внести свою лепту, расширяя масштабы своей деятельности и повышая ее результативность. Мы рассчитываем на всеобщую поддержку".

 

Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел: "Беспрецедентные масштабы кризиса неполноценного питания требуют беспрецедентных ответных мер. Мы должны с удвоенной силой работать над тем, чтобы у наиболее уязвимых детей был доступ к питательному, безопасному и экономически доступному питанию, а также к услугам по ранней профилактике, выявлению и лечению неполноценного питания. Сейчас, когда на карту поставлены жизни и будущее множества детей, настало время установить более смелые цели в отношении детского питания, и времени на раскачку у нас нет".

 

Директор-исполнитель ВПП Дэвид Бизли: "Существует реальная опасность того, что в ближайшие месяцы эти цифры еще больше вырастут. Глобальный скачок цен на продовольствие, топливо и удобрения, который мы наблюдаем в результате кризиса на Украине, грозит вызвать голод в странах по всему миру. Это приведет к глобальной дестабилизации, голодным смертям и массовой миграции в невиданных ранее масштабах. Мы должны действовать уже сегодня, чтобы предотвратить эту надвигающуюся катастрофу".

 

Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус: "Каждый год из-за нездорового питания умирают 11 млн человек. Рост цен на продовольствие означает, что ситуация будет только ухудшаться. ВОЗ содействует странам в их работе по совершенствованию продовольственных систем путем обложения налогами вредных продуктов и субсидирования полезных альтернативных вариантов, защиты детей от вредного воздействия маркетинга и внедрения понятной маркировки пищевых продуктов. Мы должны сообща достичь глобальных целей в области питания к 2030 году, бороться с голодом и неполноценным питанием и сделать так, чтобы пища приносила всем здоровье".

 

ГЛОССАРИЙ

Острая форма отсутствия продовольственной безопасности  отсутствие продовольственной безопасности на определенной территории в конкретный момент времени и такой степени тяжести, при которой опасности подвергаются жизни людей, источники средств к существованию или и то, и другое, независимо от причин, обстоятельств или продолжительности отсутствия продовольственной безопасности. Имеет значение для обеспечения стратегического руководства действиями, направленными на достижение краткосрочных целей по предотвращению, смягчению последствий или снижению тяжести отсутствия продовольственной безопасности.

 

Голод  неприятное или болезненное ощущение, вызываемое недостатком калорий, получаемых с пищей. Лишение доступа к продовольствию. В настоящем докладе термин "голод" синонимичен хроническому недоеданию и измеряется показателем распространенности недоедания (РН).

 

Неполноценное питание  аномальное физиологическое состояние, вызванное недостаточным, несбалансированным или избыточным потреблением макропитательных и/или микропитательных веществ. Включает недоедание (задержка роста и истощение у детей, а также дефицит витаминов и минералов), избыточный вес и ожирение.

 

Умеренная форма отсутствия продовольственной безопасности  уровень тяжести отсутствия продовольственной безопасности, при котором люди не уверены в своей способности добывать продовольствие и вынуждены в определенные периоды в течение года снижать качество и/или количество потребляемой ими пищи из-за отсутствия денег или других ресурсов. Означает отсутствие постоянного доступа к продовольствию, которое вынуждает людей снижать качество рациона питания и нарушает их обычные модели питания. Измеряется по шкале восприятия отсутствия продовольственной безопасности.

 

Тяжелая форма отсутствия продовольственной безопасности  уровень тяжести отсутствия продовольственной безопасности, при котором в определенные периоды в течение года у людей заканчиваются запасы еды, они голодают, а в крайних случаях – остаются без пищи в течение одного или нескольких дней. Измеряется по шкале восприятия отсутствия продовольственной безопасности.

 

Недоедание – условия, когда с привычно потребляемым количеством пищи человек не получает количества энергии, достаточного для ведения нормального, активного, здорового образа жизни. Показатель распространенности недоедания (индикатор ЦУР 2.1.1) применяется для измерения масштабов голода.

Источник: ФАО