И хотя с 2014 года Министерство энергетики России вместе с другими профильными ведомствами проводило и проводит серьезную работу по снижению зависимости российского ТЭК от импортного, нам еще точно есть что замещать.

Что сейчас реально может предложить научно-образовательное сообщество для импортозамещения в энергетике?

Владимир Губин, руководитель стратегического проекта Томского политеха по «Приоритету 2030» – «Энергия будущего», для «Научно-образовательной политики»:

«Энергетика – это хороший пример отрасли, в которой об импортозамещении начали думать не сегодня и даже не вчера. С одной стороны, многие технологии и оборудование, использующиеся в классической энергетике, и так были насквозь отечественные. Турбины, котлы, насосы – это все делалось у нас в стране. У нас живо тяжелое машиностроение, без которое немыслима энергетика.

Но в системах автоматизации, управления, в автономных котельных было комфортно использовать зарубежные технологии. Почему комфортно?

Просто тогда, когда эти технологии понадобились российской энергетике, на рынке не оказалось своих нужных решений. Они были не на том уровне проработки. А дальше произошло следующее: зарубежная технология вошла в огромную сложную энергетическую систему России, стала ее неотъемлемой частью, и заменить ее сейчас сложно.

Пример – электросиловой комплекс для оперативного анализа режимов и процессов в энергосистеме. Российская энергетика уже больше десяти лет сидит на канадском комплексе. Но за это время в России появились свои разработки хорошего уровня.

У Томского политеха, в частности, создан всережимный моделирующий комплекс, который собрал уже все возможные премии внутри страны. На нем можно моделировать поведение сложнейшей энергосистемы – от одного предприятия до всей страны. И это не просто аналог канадского комплекса, он лучше. Наш комплекс точнее, так как не упрощает модели, исключает всевозможные упрощения математических моделей и ограничения интервала воспроизведения процессов.

Еще один пример – использование возобновляемых источников энергии. Создавать собственные ветрогенераторы, солнечные преобразователи – сомнительная затея. На этом точно не стоит концентрироваться в первую очередь. А вот гибридные системы, объединяющие разные источники генерации и уже существующее оборудование, – здесь Россия точно может оперативно внедрить свои решения.

При этом я уверен, что быстрее всего российские разработки можно внедрить в децентрализованные энергосистемы. Речь идет об автономных системах, например, в отдаленных регионах. Здесь традиционно использовалось немецкое оборудование. У Томского политеха есть разработанная гибридная система буфферного накопления энергии для небольших населенных пунктов. Система из таких установок способна обеспечивать электричеством небольшой коттеджный поселок. Мы внедрили несколько установок – в Парабельском районе Томской области и в Якутии.

Также России нужно думать о вопросах переработки отходов. Это не только импортозамещение, но и вопросы будущего. У российских вузов и исследовательских организаций есть полностью отечественные технологии, от идеи до железа и управления, по переработке в полезные продукты резинотехнических отходов, биомассы, сельскохозяйственных отходов, нефтешлама».

Источник