Действительность оказалась хуже мрачных сценариев ближайшего климатического будущего. Ученые-климатологи предсказывали сильные штормы, засухи, наводнения, обрушение ледяных щитов Антарктиды. Но выясняется, что катастрофические изменения климата происходят быстрее и с большей интенсивностью, чем предполагали ученые, пишет The Guardian.

В качестве примера можно привести рекордно высокую температуру этим летом в Великобритании. В самый жаркий день зафиксирована температура 40,3°C, на 1,6°C выше, чем в предыдущем самом жарком дне в истории страны. Другие примеры —проливные дожди, вызвавшие самое сильное наводнение в новейшей истории Пакистана и прошлогодний ураган Ида, один из самых разрушительных в истории США.

Дело не в том, что глобальные температуры повысились быстрее, чем ожидалось. Проблема в том, что эффект от этого роста оказался неожиданно экстремальным.

«Многие последствия изменения климата, такие, как усиление экстремальных погодных явлений, в настоящее время проявляются быстрее, чем прогнозировалось, даже несмотря на то, что само потепление во многом соответствует прогнозам», — сказал американский климатолог Майкл Э. Манн из Пенсильванского университета.

Аналогичного мнения придерживается Йохан Рокстрем, директор Потсдамского института исследований воздействия климата в Германии. «Без сомнения, экстремальные погодные явления, усиленные глобальным потеплением, наступают быстрее, чем прогнозировалось, и являются более серьезными, чем ожидалось. Последствия очевидны: катастрофические наводнения в Пакистане; отсутствие сезона дождей в Сомали в течение последних четырех лет и очень разрушительные лесные пожары в Калифорнии», — отметил он.

Эти непредвиденные события происходят в мире, температура в котором сейчас на 1,2°C выше, чем в доиндустриальные времена, и она, вероятно, продолжит значительно повышаться, несмотря на то, что на недавних саммитах МГЭИК страны обязались сделать все возможное, чтобы удержать повышение температуры до 1,5°C. Эта цифра может быть превышена уже через 10 лет, считают ученые. Засухи, волны сильной жары, наводнения и прочие катастрофические климатические явления станут еще более серьезными, чем те, которые происходят сейчас.

Но это еще не все, говорит Рокстрем. Он и его коллеги недавно опубликовали исследование, которое показывает, что к тому времени, когда глобальная температура повысится на 1,5°C, возникнет значительный риск для четырех основных систем. «Эти системы включают ледяной щит Гренландии и западно-антарктический ледяной щит, которые начнут разрушаться, — говорит Рокстрем. — Конечным результатом будет повышение уровня моря на несколько метров, хотя на это может уйти много-много десятилетий». Кроме того, вечная мерзлота Канады и России начнет таять и высвободят свои огромные запасы метана, парникового газа, во много раз более мощного и опасного, чем углекислый газ. Наконец, при повышении температуры на 1,5°C все системы тропических коралловых рифов планеты начнут разрушаться. «Это будет означать, что мы передадим нашим детям и всем будущим поколениям планету, которая будет необратимо скатываться к тому, чтобы иметь все меньше и меньше мест для жизни», — опасается ученый.

Планета балансирует на грани метеорологической катастрофы, что придает отчаянный импульс климатического саммита Cop27 в Египте, который пройдет 6-18 ноября. Задача, стоящая перед делегатами, была четко подчеркнута ООН, которая сообщила на прошлой неделе, что мир в настоящее время находится на пути к повышению глобальной температуры на 2,8°C. ООН также обвинила страны в том, что они потратили год впустую, потому что они не выполнили обязательства по выбросам, которые были взяты на саммите Cop26 в Глазго в прошлом году.

Этот момент был подчеркнут Бобом Уордом, директором по политике Исследовательского института Грэнтэма по изменению климата и окружающей среде. «Изменение климата уже наносит ущерб миллионам жизней во всем мире, включая Великобританию, и представляет собой растущую угрозу экономическому развитию, в частности, бедных стран. Крайне важно, чтобы правительства на саммите Cop27 признали, что риски потерь и ущерба растут».

Ученые предупреждают: чтобы к 2050 году у мира появился шанс достичь нулевых выбросов углерода и таким образом предотвратить нарушение предела в 1,5°C, глобальные выбросы нужно сокращать на 5-7% в год. В настоящее время выбросы растут на 1-2% в год, и мало признаков того, что этот рост можно остановить.

Поэтому поиск путей сокращения выбросов углерода должен стать приоритетом для Cop27, настаивают ученые. Однако ожидается, что на саммите будут преобладать спорные дискуссии о компенсации, которую, по мнению более бедных стран, должны платить им более богатые страны за последствия изменения климата. Власти бедных стран считают, что глобальное потепление было вызвано промышленно развитыми странами, которые использовали ископаемое топливо, чтобы разбогатеть. Теперь они должны возместить расходы тем странам, которые больше всего страдают от превратностей климата. Они известны как «требования о возмещении убытков и ущерба», и будут в центре внимания ноябрьского саммита.

«Вы можете себе представить, что произойдет, когда делегация Пакистана предъявит иск о компенсации за наводнения, которые только что погрузили под воду треть их страны? — спрашивает Рокстрем. — Можете себе представить число нулей на этом счете? И я думаю, что развивающиеся страны имеют действительно обоснованный аргумент в том, что касается заявлений о возмещении убытков и ущерба. Но это будут не очень конструктивные дебаты, потому, что очень сложно продвинуться вперед по такому пункту повестки дня».

Эту точку зрения поддержал профессор Стивен Белчер, главный научный сотрудник Метеорологического бюро Великобритании. «На данный момент необходимость действий очевидна, — заявил он изданию Observer. —Время еще есть, но, черт возьми, окно возможностей быстро закрывается».

Источник

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ