Автор: Цюй Дунъюй / 20 ноября 2023 года

Я вырос в Китае в 1960-е годы на небольшой рисоводческой ферме своих родителей, которые хорошо понимали, что достаточно всего лишь одного неблагоприятного погодного явления, чтобы свести на нет все то, над чем они трудились на протяжении года. Фермеры на интуитивном уровне чувствуют все особенности климатических и погодных условий, однако изменения, произошедшие за последние годы, и экстремальный характер, который приобрели погодные явления, стали для сельского населения настоящим потрясением. Мы и представить себе не могли, что сезонные изменения могут происходить так быстро и в таких масштабах, какие наблюдаются сегодня, приводя к потерям и ущербу и подрывая развитие сельских районов, к которому мы так долго стремились.

Изменение климата превратилось в продовольственный и сельскохозяйственный кризис. Мелким фермерам остается только надеяться, что вызванные изменением климата стихийные бедствия и экстремальные явления обойдут их стороной. Учитывая, что получение полноценного урожая и качественной продукции всецело зависит от погодных условий и природных ресурсов, агропродовольственный сектор страдает от климатического кризиса в первую очередь.

Изменение климата сказывается на наших возможностях в плане производства пищевой продукции, на наличии, физической и экономической доступности продовольствия, на качестве воды и почв и на биологическом разнообразии, приводит к увеличению частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений и к изменениям в картине распространения вредителей и болезней. В результате ухудшается ситуация с отсутствием продовольственной безопасности, поскольку снижается урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животноводства и потенциал рыболовства и аквакультуры в качестве секторов производства продовольствия.

Объем растениеводческой и животноводческой продукции, потерянной в результате климатических и иных бедствий за последние 30 лет, оценивается в 3,8 трлн долл. США, что в среднем эквивалентно 123 млн долл. США в год, или 5 процентам годового ВВП мирового сельского хозяйства. Кроме того, стихийные бедствия учащаются: если в 1970-х годах происходило порядка ста бедствий ежегодно, то сегодня – в среднем четыреста в год. Сельское хозяйство, включая растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, рыболовство и аквакультуру, является одним из основных видов экономической деятельности в развивающихся странах, поэтому последствия стихийных бедствий ощущаются здесь особенно сильно.

Фермерские хозяйства отличаются жизнестойкостью и на протяжении столетий приспосабливались к изменениям окружающей среды. Они – лучшее направление для инвестиций, когда речь идет о повышении невосприимчивости к внешним воздействиям и адаптации к последствиям изменения климата. Однако то, с чем они сталкиваются сегодня, выходит за пределы их адаптационных возможностей. Поддержка в устранении экономических и неэкономических потерь и ущерба, обусловленных экстремальными явлениями и медленно текущими процессами, становится для фермерских сообществ и аграрных стран жизненно необходимой.

Успех проведения климатического саммита Организации Объединенных Наций КС-28 будет зависеть от того, удастся ли его участникам согласовать порядок обеспечения финансирования для покрытия потерь и ущерба, а главное – порядок распределения соответствующих финансовых средств. По данным нашего последнего доклада "Потери и ущерб в агропродовольственных системах", который будет официально представлен на КС-28, более чем в трети принятых странами климатических обязательств или определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ) напрямую говорится о потерях и ущербе. При этом в таких странах сельское хозяйство, как правило, является сектором, пострадавшим в наибольшей степени.

ФАО намерена оказывать поддержку странам в оценке масштабов обусловленных последствиями климатического кризиса потерь и ущерба в агропродовольственном секторе; мобилизовать достаточные финансовые ресурсы, выделяемые на предсказуемой основе, в поддержку осуществления в этом секторе мер по устранению потерь и ущерба; проводить оценку климатических рисков; способствовать сокращению потерь и ущерба в сельском хозяйстве; и разрабатывать новые технологии и методы, направленные на снижение подверженности производителей и потребителей продовольствия климатическим рискам и их уязвимости для таких рисков, например засухоустойчивые культуры, водосберегающие ирригационные системы, системы раннего предупреждения, программы страхования урожая и социальной защиты.

Климатический и продовольственный кризисы неразрывно связаны. Инвестирование в решения проблемы изменения климата, ориентированные на агропродовольственные системы, позволит добиться значительных результатов на благо человечества и планеты. Но даже самые жизнестойкие фермерские хозяйства не в состоянии адаптироваться ко всем последствиям климатический кризиса. Мелкие фермеры и зависимые от сельского хозяйства развивающиеся страны должны быть главными бенефициарами наших совместных усилий по устранению связанных с изменением климата потерь и ущерба.