Почему растут цены на продукты?

Кандидат экономических наук, президент «Центра экономики инфраструктуры» Владимир Косой отметил, что для овощной продукции наблюдаются высокие колебания цен в течение года, и говорить о кратном подорожании для тех же картофеля и моркови «некорректно».

«Но если говорить вообще в целом о продовольственной корзине, то она достаточно стремительно дорожает», — признал эксперт.

Основным объяснением ощутимого подорожания продуктов Косой считает то, что российская экономика «не отвязана от мирового рынка», а в мире «наблюдается галопирующая продовольственная инфляция».

«На мой взгляд, объяснение заключается в том, что было достаточно тревожное положение на рынке. Это связано и с пандемией нового коронавируса, и с событиями в политической сфере», — заявил кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Доктор экономических наук, профессор МГУ Андрей Колганов отмечает, что настолько резкому повышению цен на продукты «нет рационального объяснения».

«Возможно, переориентация производителей и крупных торговых компаний на экспорт вызвала сокращение поставок на внутренний рынок и, соответственно, изменение соотношения спроса и предложения. Это могло привести к росту цен», — заявил Колганов.

Кандидат экономических наук, глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич уверен, что основной причиной роста цен являются действия монополистов.

«Создан искусственный дефицит со стороны крупнейших агрохолдингов и торговых сетей, которые фактически монопольно манипулируют рынком. Взвинчивают цены и не дают доступа малому и среднему бизнесу, даже многим довольно крупным производителям в товарную цепочку», — сообщил Бунич.

Может ли государство сдержать инфляцию?

По словам доктора экономических наук, проректора РАНХиГС Андрея Марголина, государство уже немало сделало для сдерживания цен на продовольствие.

«Была, например, договоренность с бизнесом по сахару и подсолнечному маслу, мы все это видели. Цены были, по сути дела, заморожены… Антиинфляционной мерой является и решение Центрального банка об увеличении ключевой ставки на 0,5%», — заявил Марголин.

Кроме того, по словам Марголина, сейчас обсуждаются меры поддержки для предпринимателей, которые пострадали в условиях пандемии коронавируса — это «даст им дополнительные финансовые возможности, чтобы не повышать цены».

«Что касается цен, то их динамика находится под контролем. К тому же, есть основания полагать, что нас ждет неплохой урожай, который тоже внесет свой вклад в стабильность цен», — заключил проректор РАНХиГС.

Однако экономисты Андрей Бунич и Михаил Беляев отмечают, что для борьбы с ростом цен делается не достаточно. Беляев считает рост цен в марте и апреле избыточным — по его мнению, «разбираться в этом должна антимонопольная служба».

Бунич уверен, что кризис с ценами на продовольственные товары может быть решен, только есть правительство пересмотрит всю стратегию в агропромышленном комплексе.

«Парадокс заключается в том, что чем крупнее и мощнее у нас агрохолдинг, тем больше он получает субсидий, тем больше он набирает кредитов, тем меньше платит налог», — заявил Бунич.

Что делать гражданам?

По мнению кандидата экономических наук Андрея Бунича, отличным подспорьем как для граждан России, так и для государства в целом в условиях продовольственного кризиса могут стать личные огороды и малые фермерские хозяйства.

«Давайте использовать потенциал локальных рынков, индивидуальных хозяйств, личных приусадебных хозяйств и потребительской кооперации», — предложил Бунич.

По словам Бунича, в плане интеграции в рынок малых производителей уже накоплен большой опыт стран ЕС — который, в свою очередь, брал пример с опыта «потребительской кооперации» в СССР.

«Это очень перспективная форма организации, особенно сейчас, когда мы используем цифровые технологии», — уверен экономист.

По словам Бунича, опора на индивидуальных производителей и мелких фермеров позволит создать «локальные рынки» вокруг каждого крупного города, которые могут существовать «фактически на самообеспечении».

«С точки зрения экономической безопасности — это самая лучшая система, где работают все, мелкие, средние и крупные… При которой наверняка будет избыток продовольствия. А избыток гораздо легче регулировать», — заключил эксперт.

Источник