Россия стремится создать зерновую биржу БРИКС, что может встряхнуть мировой сельскохозяйственный рынок. Президент России Владимир Путин поддержал эту инициативу, которая направлена ​​на то, чтобы конкурировать с системой ценообразования на зерно, в которой доминирует Запад, и бросить вызов доллару США как основной мировой торговой валюте.

Несмотря на конфликт с Украиной и санкции, введенные западными странами, Россия остается крупным игроком в сельском хозяйстве , поставляя, по российским данным, почти четверть мирового рынка зерна. В прошлом году страна экспортировала сельскохозяйственную продукцию на сумму не менее 43,5 миллиардов долларов США и планирует экспортировать до 65 миллионов тонн зерна в этом году.

Зерновая биржа стран БРИКС объединит крупнейших в мире покупателей и экспортеров зерна. По данным российского министерства сельского хозяйства, в прошлом году на страны-члены БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) приходилось примерно 42 процента мирового производства зерна (почти 1,2 миллиона тонн) и 40 процентов мирового потребления.

С учетом в этом году Саудовской Аравии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и Эфиопии, расчетный объем производства зерна в блоке теперь превышает 1,24 миллиарда тонн, а потребление - 1,23 миллиарда тонн.

Есть последствия и для Запада. Зерновая биржа БРИКС может усилить геоэкономическое влияние Москвы на страны-участницы. Это укрепит роль России как жизненно важного поставщика зерна и удобрений в эти страны, повысит их экономическую уверенность и сохранит значительные экономические и дипломатические рычаги влияния правительства Путина.

Вепонизация поставок продовольствия рассматривается как ключевой момент в военной стратегии России в ее конфликте с Украиной. Москва заявила о своем намерении заменить Украину в качестве поставщика продовольственного зерна в страны с низкими доходами и доходами ниже среднего, поскольку она стремится установить контроль над значительной частью мировой торговли зерном и удобрениями. Такой подход позволяет России проецировать силу, одновременно оказывая влияние на динамику глобальной торговли продовольствием, включая предложение и наличие, доступ и цены.

Для членов БРИКС такая зерновая биржа могла бы уменьшить неопределенность, помогая обеспечить стабильные поставки зерна на фоне сбоев в глобальных цепочках поставок и растущих проблем отсутствия продовольственной безопасности .

Многие члены БРИКС являются странами, богатыми ресурсами, и их основные статьи экспорта включают сырую нефть (например, из Ирана и ОАЭ), железную руду, соевые бобы и сахар (из Бразилии), удобрения (из России и Китая), а также кофе и семена масличных культур (из России и Китая). из Эфиопии). Учитывая такое изобилие, обмен зерном между ними может проложить путь к усилению межрегиональной торговли или даже к более широкой товарной бирже БРИКС.

Более тесное сотрудничество между странами БРИКС может проложить путь к более сильному развитию инфраструктуры (например, хранилищ) и связности. Интерес к таким инициативам, вероятно, будет взаимным, как показывает предложение страдающего от пшеницы Египта о создании глобального центра хранения зерна.

В этом свете зерновая биржа БРИКС могла бы укрепить геополитическое и геостратегическое выравнивание между странами-участницами посредством более тесных сельскохозяйственных и торговых связей с Россией, что потенциально может привести к изменениям в глобальной динамике сил.

В то же время те, кто не входит в блок БРИКС, могут столкнуться с трудностями в конкуренции с коллективной силой группы.

Для традиционных стран-экспортеров зерна и удобрений, таких как США, Канада и Австралия, зерновая биржа БРИКС может привести к усилению конкуренции в сельскохозяйственной дипломатии и конкурирующим усилиям по обеспечению альтернативных рынков для своей продукции. Экспортеры могут столкнуться с трудностями при сохранении своей доли на рынке и ведении переговоров о выгодных торговых условиях, одновременно сталкиваясь с конкуренцией со стороны более дешевого российского зерна.

Россия, например, как ожидается, экспортирует рекордные для постсоветской эпохи 56 процентов своего урожая пшеницы в 2023-2024 годах, в то время как США собираются экспортировать только 39 процентов своего урожая пшеницы в этом году, что ниже среднего показателя в 2023-2024 годах. 50 процентов. Между тем, прогнозируется, что экспорт австралийской пшеницы в этом году снизится на 45 процентов до 17,5 миллионов тонн, хотя отчасти это связано с сокращением поставок.

Чтобы решить эти проблемы и изменить динамику торговли, Австралии и другим крупным западным экспортерам зерна, возможно, придется пересмотреть свою сельскохозяйственную политику перед лицом растущей конкуренции со стороны стран БРИКС.

Например, в случае с Австралией, чья пшеница, как правило, имеет более высокое содержание белка, это может потребовать инвестиций в исследования и разработки, внедрения более эффективных технологий и более эффективных методов устойчивого развития для поддержания конкурентного преимущества на мировом рынке зерна.

Австралия также могла бы выйти за рамки совместных усилий с другими западными странами, столкнувшимися с аналогичными проблемами из-за предлагаемой зерновой биржи стран БРИКС, и попытаться диверсифицировать своих торговых партнеров и искать альтернативные рынки.

В рамках этого Канберра может стремиться к более тесным связям с Юго-Восточной Азией, направление, которое правительство Альбаны уже изучает в рамках своей последней стратегии «Инвестировано: экономическая стратегия Австралии в Юго-Восточной Азии до 2040 года». Можно также поощрять растущее внимание к сельскохозяйственному сотрудничеству посредством участия Австралии в двусторонних и многосторонних инициативах.

С этой целью политики и предприятия могут разрабатывать и внедрять стратегии управления рисками, такие как сценарное планирование и стратегии хеджирования, для устранения потенциальных геополитических неопределенностей и смягчения потенциальных экономических рисков.

Предложение России о зерновой бирже БРИКС имеет значительные последствия для глобальной динамики сельского хозяйства, начиная от геополитических и геоэкономических перестроек и заканчивая усилением конкуренции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Для традиционных экспортеров, таких как Австралия и США, это призыв к переоценке своей национальной политики и стратегии, чтобы ориентироваться в меняющемся ландшафте международной торговли и поддерживать конкурентоспособность.

Источник 

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ