Об использовании рапса и его продуктов в животноводстве расскажет Татьяна Нагаева, эксперт по кормозаготовке и кормопроизводству, генеральный директор ООО «ИНСТИТУТ МОЛОКА».

– Интерес к рапсу растет едва ли не в геометрической прогрессии. С чем это связано?

– Рапс – ценная масличная культура, востребованная едва ли не во всех отраслях – от пищевой промышленности до животноводства. Востребовано всё: от масла до побочных продуктов переработки – шрота и жмыха. Несмотря на то, что выращивание рапса связано с существенными технологическими рисками, высокими затратами, он является высокомаржинальной культурой. Кроме того, географическое положение России позволяет включать рапс в севооборот практически повсеместно.

– Почему именно сейчас вырос интерес к рапсу?

– На самом деле, тенденция эта не новая, животноводы обратили особенно пристальное внимание лет шесть-семь назад, когда возникла очевидная необходимость роста производительности КРС, в частности, в молочной отрасли. Остро вопрос встал в прошлом году, когда резко подорожал соевый шрот. А сейчас еще и наметилась не самая приятная тенденция к снижению цены на сырьевое молоко. И перед животноводами стоит задача – сохранить рентабельность ферм, не теряя в качестве молока и не ставя под угрозу продуктивность коров. Отмечу, что поголовье молочного КРС последние годы в России не увеличивается, но зато растет продуктивность. Это возможно благодаря кормам, стоимость которых составляет порядка 60% себестоимости молока.

– Разве на кормах можно экономить?

– Не экономить, а оптимизировать рационы, сохраняя высокий уровень обменной энергии в сухом веществе корма. Количество молока на 55% зависит от содержания энергии в рационе, на 30% – от протеина и на 15% – от минеральных веществ. Но заготовить основные корма – силос и сенаж – с обменной энергией 11,5 – задача сложная, и без концентратов мы сможем надоить с них 7,5-8 тыс. литров. А нужно 10-12 тысяч – это тот уровень продуктивности, при котором возможно сохранить рентабельность. Учитывая, что сейчас выход на рентабельность ограничивается 7-8 годами, а не 15, как было совсем недавно. Рапсовые жмых и шрот почти в два раза дешевле сои, при этом уровень протеина в них ненамного ниже, а остаточное масло позволяет увеличить обменную энергию. (табл.1) Заменяя в рационе сою на рапс, при грамотном подходе можно снизить себестоимость корма, не только не потеряв в качестве молока и его количестве, но и увеличив надои.

– То есть, рапсовый жмых и шрот – это не просто более бюджетная альтернатива соевым продуктам, но и часть рациона, у которого есть свои преимущества?

– Безусловно, преимущества есть. Как я уже сказала, высокое количество остаточного масла позволяет увеличить обменную энергию за счет содержащейся в нем олеиновой кислоты. Значит, можно отказаться от дополнительного введения в рацион КРС других растительных масел. Высокое содержание протеина – это высокая жирность молока. В рапсовом жмыхе высокое содержание и полиненасыщенных жирных кислот, линолевой и линоленовой, а это – поддержание репродуктивной функции коров. Высокий уровень защищенного от расщепления в рубце протеина в рапсовом жмыхе и шроте не просто позволяет снизить использование соевого шрота в рационе дойных коров, но и полностью его заменить.

– Еще совсем недавно речь шла о том, что рекомендуемая норма для молочных КРС по рапсовым продуктам – это порядка 1,5-2 кг в день…

– …а сегодня всё больше хозяйств вводят в рацион и 5, и 5,5 кг. И экономическая эффективность этого очевидна. Посчитаем на примере одного из хозяйств Курской области, дойные коровы с продуктивностью в группе 42 литра. (табл. 2) Рацион стоил 515,88 руб. При росте цены на сою возникла необходимость ее замены и увеличения в рационе продуктов рапса с сохранением пищевой ценности корма и продуктивности животных. Использовалось 2,5 кг рапсового шрота, а соевого – полтора. Исключили соевый шрот, увеличили до 4,5 кг количество рапсового, цена кормодня снизилась до 454,68 руб. 61 рубль – вроде бы, не такая большая цифра, но даже при стаде в 1000 голов она превращается за год в 22 миллиона рублей.

–­ Если учесть, что в России 3,2 млн коров, чисто теоретически, хватит ли им произведенного рапса?

– Съедим всё! Даже если брать заниженную порцию в 2 кг на корову, то годовая потребность в молочном животноводстве составляет 2300 тонн жмыха/шрота в год. Из тонны семян получается приблизительно 660 кг жмыха, а значит, для его получения нужно порядка 3500 тыс. тонн семян. Но широкое применение рапса и в других отраслях требует наращивания объемов производства, и, надеюсь, его темпы сохранятся. В сельском хозяйстве рапсовые продукты востребованы и у птичников, и у животноводов, многие крупные хозяйства ставят свою переработку. Кому это не по силам, объединяются в кооперативы. Существенную поддержку оказывает и государство в виде субсидий на стимулирование увеличения производства и переработки рапса. Всесторонне вопросы, связанные с возделыванием рапса и других масличных культур, их переработкой и использованием в животноводстве мы рассмотрим летом в рамках Всероссийского Дня поля масличных культур «Масличка 2023» в Ивановской области. Так что приглашаем всех заинтересованных присоединиться 12-13 июля к дискуссиям, образовательным сессиям и изучению новинок селекции, техники и технологий.

Источник 

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ