Академия поступательно развивает свой функционал как платформы: РАН, Минпромторг и ВЭБ сформировали 6 рабочих групп по направлениям (включая медтехнику и фарму, станкостроение, лазерную технику и т.п.). Далее глава РАН предложил разрешить институтам заниматься хозяйственной деятельностью – то есть пустить НИИ в область отраслевого трансфера знаний.

Еще один вектор по импортозамещению – донастройка Программы фундаментальных научных исследований. Александр Сергеев сообщил, что уже сформирован детализированный план научных исследований с выделением приоритетных направлений. Все организации видят его – и должны учитывать при формулировании госзадания на 2023 год. Ее подкрепят перераспределением средств. Академия попросила, чтобы допсредства в 2022 году были потрачены именно на выделенные приоритетные направления (12 векторов ПФНИ) с оперативным запуском работ.

Вероника Скворцова озвучила уникальные особенности ФМБА – вертикальная интегрированность и наличие мощностей по всем стадиям технологического цикла (от фундаментальной науки до подхватывающего производства). Описание заслуг Агентства, конечно, имеет отношение к «войнам Большой Фармы», которые резко обострились во времена коронавируса и сейчас переходят на борьбу за контроль над координацией импортозамещения и достижения фармбезопасности.

Смысл открытого разговора состоял не только в информировании сообщества о принимаемых мерах по поддержке. Дмитрий Чернышенко четко дал установки: требуются не общие слова о недостатке финансирования, а конкретные проработанные предложения; решения нужно принимать быстро и нести за них ответственность. В приоритетном режиме будут рассматриваться те проекты, которые будут ориентированы на критически важные технологические направления, нацелены на импортозамещение и суверенизацию научно-технологического пространства.

Завершал цикл выступлений помощник Президента Андрей Фурсенко. Первое, что он сказал – до конца не ясны масштабы и глубина санкционного давления, есть недооценка опасности. Он высказал очень тревожное пророчество о том, что в ближайшее время придется «резать» многие вещи, оставляя самое необходимое. Андрей Фурсенко подчеркнул, что главное – это развитие страны, а не самоценность науки. Главный заказчик – это социально-экономическая сфера. Санкции – надолго. Меры нужно ориентировать аналогичным образом.

Помощник президента определил два фокуса в создании молодежных лабораторий: первый – не трудоустройство или фундаментальные результаты, а то, что идет на решение насущных проблем. Андрей Фурсенко поставил вопрос о приоритезации тематик (какие-то неизбежно уйдут на второй план), а также оценки результативности работы уже открытых лабораторий. Второй – бюджетные места нужно давать при четком понимании, как будет организовано трудоустройство (например, в микроэлектронику идут работать только 5% выпускников по профильным направлениям).

Главная проблема, по мнению Андрея Фурсенко – в межведомственных и межотраслевых барьерах. Их необходимо устранять. Сдерживать развитие будут не разработки, а «узкие места» в масштабировании технологий. Суть предложений Андрея Фурсенко – уделить внимание именно разрушению барьеров, чтобы от интеллектуальных прорывов был бесшовный переход к решению социально-экономических проблем.

Дмитрий Чернышенко подвел краткие итоги. Первое, что нужно сделать – прозреть через цифровизацию. Здесь большие надежды на домен «Наука» платформы «Гостех». Далее – прагматичные метрики оценки результативности науки. Три акцента: отход от бумагоцентизма (статья не единственный результат научной работы); продуктивность (главное – востребованность результатов); пересмотр подходов к госзаданиям.

Источник