Кроме того, важно посмотреть динамику: в первом полугодии результаты были выдающимися на фоне рекордных цен на энергоносители. Теперь картина иная. Ведомство сообщает, что сальдированный финансовый результат сократился больше чем на 12% по итогам 2022 года. В реальном выражении прибыль за минусом убытков составила почти 26 трлн руб., и это без учета инфляции. Список главных пострадавших выглядит ожидаемо: просадка на 30% наблюдается в оптовой торговле, но во многом потому, что к этой категории относят и прокачку газа.

Следующая в списке — добыча энергоресурсов. Нефть и газ совокупно потеряли 21%. С одной стороны, потерю 12% прибыли по итогам года можно считать успехом: в пандемийный 2020-й показатель рухнул в два раза сильнее. С другой стороны, коронавирус никак не влиял на прокачку газа по трубам в Европу, а сейчас эти каналы консервируются.

Рынок нефти вообще уходит в тень: танкеры с отключенными транспондерами идут непонятно куда, продают топливо непонятно кому и непонятно за сколько. В результате неудивительно, что в России сокращается профицит платежного баланса. Виной тому цены, дисконты или объемы — не важно: в конце прошлого года показатель, по оценке ЦБ, был на уровне $8 млрд, в январе опустился до $7 млрд, а в феврале оказался ниже $6 млрд. Совокупно за первые два месяца бизнес собрал только треть от объемов, которые освоил за тот же период прошлого года. Стратегический вектор понятен — Китай должен стать лучшим другом российских компаний. Юань уже стал самой торгуемой валютой на бирже — впервые за всю историю наблюдений. Кажется, только Пекин достаточно стабильно игнорирует санкционные угрозы Вашингтона, а вот в Турции и странах СНГ влияние американского Минфина остается внушительным.

Поэтому возникают непредвиденные трудности. Но мало достать за рубежом товар, его еще нужно кому-то продать, а с этим есть проблемы. Потребительский спрос остается невысоким. В феврале, по данным СберИндекса, он сократился на 9%. Пусть во многом это эффект базы, есть и другая статистика: продажи бытовой техники в прошлом году упали на 30% и, как ожидает рынок, продолжат сокращаться, отрицательная динамика и в потребительской электронике.

Негативные явления в экономике принято делить на две категории: кризис спроса и кризис предложения. Россия же сорвала джекпот и получила сразу два в одном. Теперь перспективы российского бизнеса зависят и от внешних рынков, и от внутренней конъюнктуры. Поэтому неудивительно, что опрос ЦБ по-прежнему показывает высокий риск рецессии — и это несмотря на внушительные бюджетные расходы.

Источник 

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ