Власти, некоторые сознательные бизнесмены и общественники в России стали акцентировать внимание на органическом земледелии – методе, исключающем использование химических стимуляторов и нацеленном на устойчивое развитие, экологичность и высокое качество продукции. Но, несмотря на потенциал и также декларируемую поддержку властей, этот сегмент сталкивается с рядом проблем в нашей стране.

Доля органической продукции на продовольственном рынке России – всего 0,13 процента.  Что мешает развитию рынка органики? И какие перспективы у этой отрасли? Ответы на эти вопросы искала редакция «ЯСНО».

Органическое земледелие в России: в начале пути

В начале 2024 года в России до 182 увеличилось число аграрных компаний, сертифицированных по качеству производителей органической продукции (ГОСТ 33980—2016). Об этом «ЯСНО» сообщил председатель правления российского Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

Органическая продукция – это продукция, выращенная или изготовленная без применения синтетических пестицидов, синтетических минеральных удобрений, антибиотиков, гормонов роста и прочего. В РФ лишь получение сертификата в аккредитованном органе дает право производителю называть свою продукцию органической и маркировать ее, размещая знак «органик» (белый лист на салатовом фоне) на упаковке.

При этом Кубань вместе с Московской областью оказалась на втором месте по количеству предприятий, получивших данный сертификат. В каждом из регионов работает по 13 компаний, прошедших эту процедуру. Однако можно сказать, что это капля в море. В Краснодарском крае 13 тысяч производителей сельхозпродукции. Получается, что официально органикой занимается лишь 0,1%.

Первое место в рейтинге с 14 производителями занимает Воронежская область.

Кстати, летом 2023 года «Стратегию развития производства органической продукции до 2030 года» утвердило Правительство России. Среди основных целей, обозначенных в документе — развитие внутреннего рынка такой продукции и наращивание ее экспорта. Кроме того, этой теме в своих выступлениях не раз уделял внимание президент Владимир Путин.

Впрочем, новая отрасль АПК по-прежнему находится только в начале своего развития.  Доля органической продукции на продовольственном рынке России составляет 0,13%.

Крупные игроки только присматриваются к этому направлению, не до конца понимая, как сделать массовое производства «чистых» продуктов рентабельным. Случаи участия крупных агрохолдингов единичны. Пока же пионерами здесь в основном выступают общественники-энтузиасты и небольшие хозяйства.

Органическое земледелие в России: назревшая необходимость отказа от химикатов

—  Совершенно понятно, что чем меньше вредных веществ попадает в организм человека вместе с едой, тем лучше происходят биологические процессы. Тем больше у индивида здоровья и долголетия, — подчеркивает председатель комиссии краевой Общественной палаты  по вопросам развития агропромышленного комплекса Антон Коновалов.

Общественник отмечает, что расплатой за интенсификацию выращивания продуктов с помощью химикатов стали многочисленные болезни людей во всем мире.

Этого же мнения придерживается и председатель Союза беспилотной сельхозавиации, гендиректор компании ООО «Летай и Смотри Агро» (Flyseeagro) Василий Птицын.

Он напоминает, что работа с вредными веществами приводит к серьезным заболеваниям, как у самих аграриев, так у потребителей зараженной продукции. Ряд применяемых в сельском хозяйстве препаратов вызывает генетические изменения, онкологию, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и т.д. Например, ученые уже давно говорят о канцерогенности глифосата. В Европе он уже запрещен, а в России по-прежнему используется.

Василий Птицын добавляет, что, несмотря на многочисленные ограничения, химикаты зачастую используются на полях бесконтрольно. Причем серьезно страдает не только здоровье человека, но и окружающая среда.

— Применение химии наносит много негатива для почв, которые сильно деградируют. В последних отчетах Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) отражена негативная ситуация в России. Причем у нас почвы в  большинстве сельскохозяйственных регионов имеют отрицательный баланс плодородия — т.е. из них отчуждается больше элементов питания, чем возвращается обратно. Почва восстанавливается веками. А сейчас у нас ситуация, когда применяя химикаты, мы не задумываемся, что будет с сельским хозяйством через 50 лет. Будет ли что-то расти? Ведь химия уничтожает всю биоту поля.

Кроме того, почвы после обработки полей пестицидами и гербицидами заражают грунтовые воды, воздух и растения в зоне обработки, которые потом едят животные. При этом человек может получить долю пестицидов с мясом и молоком коров, питавшихся зараженными кормами.

Эксперт подчёркивает, что применение химии формирует у вредителей резистентность (устойчивость к соответствующим «удобрениям»). В итоге аграриям приходится использовать все более «убойные дозы», а урожайность все равно снижается. Так, по имеющимся у него данным, за последние 50 лет сила действующих веществ в химикатах увеличилась в 10 тыс. раз. При этом насекомых-вредителей стало на 20% больше.

Василий Птицын также напоминает, что химия уничтожает не только вредителей, но и безвредных или полезных насекомых, а также питающихся ими животных и рыбу. Серьезный удар пестициды и гербициды наносят по  опылителям: пчёлам и шмелям. Их число в крае серьезно упало за последние годы в целом ряде районов края, что привело к падению урожайности.

— Я лично встречал в ходе мониторинга ситуацию, когда 60% корзинок подсолнечника недоопылены. Исчезновение пчел потенциально грозит вымиранием многим растениям и животным. При этом в 2022 году в России Россельхознадзор зафиксировал 161 случай гибели пчел из-за пестицидов.

Эксперт вспоминает опыт Китая, где в трех провинциях из-за исчезновения насекомых-опылителей крестьяне вынуждены опылять цветы яблонь вручную.

  При этом в КНР на уровне Политбюро принята программа по рекультивации 1 миллиона Га. То есть Китай понял, что применение химикатов ни к чему хорошему ни привело. Постепенный отказ от химикатов происходит по всему миру. Например, недавно в Бразилии приняли программу биологизации, начав использовать энтомофаги (полезных насекомых, уничтожающих вредителей) и жидкие биологические препараты для борьбы с вредителем. Позитивные перемены постепенно происходят и в других странах Запада, Востока и Глобального Юга. Например, сейчас эта тема активно развивается в Европе, где ранее было уничтожено 77% всех насекомых. Запад также вынужден менять существующие агротехнологии на более биологизированные.

Органическое земледелие: проблемы на пути полезной продукции

Несмотря на востребованность у населения, особенно у ЗОЖ-активистов, медицинскую целесобразность и начавшуюся поддержку со стороны федеральных властей, рынок органики в России по-прежнему развит слабо.

— Органическое сельское хозяйство в России только начинает развиваться, у нас оно относительно молодое, мы отстаем от всего мира больше, чем на 20 лет. 177 органических производителей, а должны быть десятки тысяч, — рассказывает «ЯСНО» Сергей Коршунов, председатель правления российского Союза органического земледелия.

Василий Птицын напоминает, что по данным ВЦИОМа 82% россиян хотят потреблять чистую пищу. Однако только 17% понимают, что такое органические продукты и какими свойствами они обладают. И лишь 4% совершают покупки, учитывая информацию на этикетках.

— К сожалению, наши сограждане в большей своей массе по-прежнему голосуют рублем, — выбирая дешевые продукты с низким качеством, — сетует эксперт, отмечая, что массовый рынок органической продукции в России по-прежнему не сложился.

Схожего мнения придерживается и замгендиректора «Хоста-Чай» Сергей Мочалов, напоминающий, что органическое производство заметно увеличивает себестоимость и удорожает цену конечного продукта. Ведь  при отсутствии химических удобрений урожайность падает, а ручной труд увеличивает затраты. «Хоста-Чай» и другие производители органики пока получают прибыль за счет высококачественной продукции и сформировавшегося спроса на нее.

Сергей Коршунов сетует, что даже принятые механизмы поддержки рынка органики не всегда работают. Так, в Краснодарском крае закон об органическом земледелии принят в 2019 году, но меры поддержки, прописанные в законе, органические производители не получают до сих пор.

Василий Птицын подчеркивает, что Кубань и Воронежская область сегодня являются единственными регионами страны, в  которых власти подготовили полный пакет для субсидирования органического производства. Теперь необходимо сделать этот инструмент поддержки работающим.

— Требуются новые шаги: выдавать субсидии, вести просветительскую работу с фермерами. Ведь сейчас органикой засеяны огромные площади в Саратовской, Самарской, Тульской и той же Воронежской областях. Трансфер технологий оказал бы серьезную поддержку отрасли.

Предприниматель отмечает, что развитие рынка органики также тормозится слабыми связями между производителями этих продуктов. В качестве примера Василий Птицын привел знакомую коммерсантку из Воронежской отрасли, которая выпекает органический хлеб, но испытывает трудности с получением муки для него. При том, что ее производят в других регионах. Поэтому работающим в отрасли компаниям нужно активнее узнавать друг о друге и налаживать взаимодействие. 

Эксперт добавляет, что некоторые производители органики сталкиваются с проблемами сбыта своей продукции. Таким компаниям прежде необходима помощь в организации маркетинга и популяризации их товаров.

Кроме того, руководитель Союза сельскохозяйственной авиации считает, что существующий во многих регионах России запрет на использование беспилотников в АПК является еще одним сдерживающим фактором для развития органического земледелия.

— У нас в прошлом году Правительством принят Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Как обещают власти, с 1 марта 2024-го должен быть введен  упрощённый режим и порядок применения для агродронов, –  высказывается Василий Птицын.

Органическое земледелие: общероссийские перспективы

По данным Правительства России, в 2021-м потребление органической продукции в нашей стране составило 24,4 млрд рублей. При этом по экспертным оценкам, к 2030 году потребление продукции только в Москве может превысить 100 млрд. рублей, из которых около 15 процентов будет приходиться на молочную продукцию.

При этом до 80 процентов потребления приходится на крупные мегаполисы Москву и Санкт-Петербург.

— Это связано с доходами населения и развитой в столицах торговой инфраструктурой, — считает Сергей Коршунов.

В Союзе органического земледелия связывают перспективы популяризации органики с  повышением уровня доходов населения. Также важной задачей там считают оптимизацию агротехнологий органического производства, снижение себестоимости органической продукции.

— Увеличить объём производства  позволила бы популяризация органики в нашей стране. Как только народ начнёт активнее понимать, что это действительно полезно и это нужно, тогда  и бизнес сможет расширяться и выигрывать, получать больше прибыли, — считает Сергей Мочалов.

Сергей Коршунов отмечает, что в этом плане Союз органического земледелия ведет большую работу. Он собирает и систематизирует практический опыт российских органиков, выпустил перечень средств производства для органического и биологизированного земледелия, опубликовал уже более 150 результатов полевых испытаний.

По словам Василия Птицына, здесь также требуется и стимулирование развития рынка через компенсацию части затрат производителям органики. Необходимо поддержание предприятий и фермеров, работающих в этом направлении, а также знакомить производителей друг с другом для налаживания производственных и торговых связей. 

Также эксперт соглашается с огромной значимостью просветительской работы. Он настаивает, что средний потребитель должен разбираться, какие продукты выращены с использованием биотехнологий, а какие —  при помощи химических стимуляторов.

Сергей Коршунов подчеркивает: обеспечение населения России здоровой едой — это стратегический вопрос здоровья нации и сохранения природных ресурсов, в первую очередь плодородия почвы.

Источник 

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ