В мировых новостях агробизнеса – глобальный рынок альтернативного белка до 2035 года увеличится в 7,5 раза – до $290 млрд и 97 млн т. Такие данные исследования Boston Consulting Group (BCG) и Blue Horizon (инвестирует в альтернативные белки) приводят сайт Vtimes и другие СМИ. Оно называется «Пища для размышлений: трансформация белков».

Потребление всех видов белка в мире будет расти на 3% ежегодно – до 872 млн т в 2035 году по сравнению с 587 млн т в прошлом. Каждое десятое блюдо будет включать аналоги традиционных протеинов, описывается в исследовании. То есть теоретически новые протеины за неполных полтора десятилетия смогут отвоевать 10% рынка белков.

При этом стремительный рост технологических инноваций может привести к двойному росту рыночной доли альтернативных белков. В этом варианте развития событий Европа и Северная Америка – США и Канада в течение пяти лет дойдут до пика потребления традиционного мяса, и оно начнет там снижаться.

Сейчас рынок альтернативных белков мизерный. По итогам 2019 года он составлял меньше $15 млрд, по данным аналитического агентства Research and Markets. По его оценке, дальше рынок будет расти темпом 14% в год.

Пока еда из альтернативных протеинов – «гастрономическое развлечение», а сама ниша небольшая, считает Иван Соколов – гендиректор компании «Энтопротэк», которая специализируеется на кормовых добавках из насекомых. В финансовом выражении достигнуть 10% доли рынка всех белков достаточно сложно, говорит он. В России растительное «мясо» уже можно купить, но в ограниченном количестве магазинов.

Основные виды альтернативных белков:

- Произведенные из растительных веществ – «гамбургеры», «молочка» и «яйца» делают из сои, гороха и т. д.
- Альтернативные белки из микроорганизмов, таких как грибы, дрожжи и одноклеточные водоросли.
- Искусственное «мясо» из клеток животных. Недавно в мире выпустили и искусственную «рыбу».

Наиболее высокое потребление такого рода продукции сейчас в Европе и Северной Америке, считают в BCG и Blue Horizon. Там доля новых протеинов будет расти, потому что в этих регионах активно борются с изменением климата и за здоровое питание. Продукция одного из лидеров отрасли – компании Impossible Foods – уже появилась на полках во многих магазинах США.

Тем не менее, значительный потенциал роста рынка есть и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главные факторы – там самое большое населения в мире, причем оно растет, как и его потребности в белке. К 2035 году на макрорегион придется около двух третей мирового потребления протеинов. В Китае в связи с пандемией – как и на Западе – выросла доля тех, кто стал больше заинтересован в здоровом питании.

Главный продукт, который заменяют альтернативными белками – молоко, полагают авторы исследования. Сейчас такие напитки образуют более 75% рынка альтернативных протеинов. Лидер сегмента – шведская Oatly. По данным Nielsen Scantrack, в России продажи этой категории за три года подскочили на 38% в денежном выражении и на 36% – в натуральном. Лидер категории (который, собственно, и создал ее в нашей стране) – компания «Сады Придонья» с брендом растительных напитков Nemoloko.

Растительное «молоко» становится популярно в торговых сетях. Например, в «Магните» продажи категории подскочили за прошлый год в 3,3 раза в тоннах. На первых местах – овсяные, гречневые, миндальные и овсяно-шоколадные напитки, рассказали там Vtimes. «Магнит» связывает тенденцию с интересом к здоровому образу жизни.

Ключевые покупатели продукта – женщины из больших городов (40 лет минус), которые занимаются спортом, любят готовить, предпочитают кофе и напитки на его основе, рассказывает Vtimes представитель Danone Марина Балабанова. Они сразу берут много такого «молока», причем в литровых упаковках.

По оценке BCG, рынок альтернативное «молоко» могло бы частично покрыть нехватку молока в России, которая оценивается на уровне 3,6 млн т/год.

Например, Danone запустила в этом месяце производство растительного «молока» на своем краснодарском заводе. Под брендом Alpro выпускаются кокосовые, миндальные и овсяные продукты. Но завод закроет только 35% продаж компании в растительном «сегменте», остальное Danone привезет из Бельгии. Еще до Danone выпуск аналогичной продукции наладили «Сады Придонья». Еще до 75% рынка приходится на товары под брендом Nemoloko из гречки и овса.

Другие крупные компании тоже подхватывают тренд. Например, один из лидеров по производству мяса в мире, Tyson Foods, в 2016 году приобрел 5% производителя аналогов «мяса» Beyond Meat. Но и сама Tyson Foods заинтересована в этом бизнесе.

PepsiCo заинтересована в протеине из насекомых. Также компания создает совместное предприятие с Beyond Meat. Новое СП The Planet Partnership будет выпускать инновационные напитки и снеки на основе растительного протеина. Из крупных российских агрохолдингов направлением заинтересовалась «Эфко».

Проблема с производством растительного «мяса» – в том, что это дорого. Пока неясно, когда новые протеины будут сравнимо с обычным мясом и молоком, сомневается Соколов. Но некоторые эксперты утверждают, что до этого момента может пройти всего два-три года.

Зато уже скоро альтернативные белки будут такими же вкусными, как животные, а также обретут сходную текстуру, пишет BCG. По оценке компании, в 2023-2025 годы некоторые альтернативные белки уже сравняются по цене и вкусу с традиционными. Вначале равенства достигнут растительные аналоги, потом – искусственное «мясо» на основе клеток животных.

Именно эти факторы ускорят переход на растительное «мясо» в России, оценивают в BCG. Угрозу для развития этой индустрии представляет госрегулирование. Пока для животноводов есть субсидии, компаниям не будет выгодно переходить в растениеводство, а рост спроса на сырье в мире повлияет на Россию, говорят там. Еще одно направление роста производства альтернативных белков – корма для животных и рыбы.

«Учитывая низкую базу, в течение какого-то времени мы можем увидеть быстрый рост такой продукции в процентах и объёмах, но все равно это будет несравнимо мало по сравнению с потреблением натурального мяса», – уверен руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Но затем рост практически прекратится или будет демонстрировать скромные показатели, ожидает он.

Молодые люди на волне новизны и хайпа могут попробовать растительное «мясо», думает эксперт. Часть молодого городского населения в большей степени подвержена модным трендам. Но ограничением является высокая цена продукции, и ее потребление будет ограничиваться в целом невысокими доходами населения. «Перспектив того, что такие товары займут значимую долю на рынке белка, я пока не вижу», – заявляет Юшин. В России другая ментальность. Люди более склонны употреблять традиционное мясо, такое «как бабушка готовила», говорит эксперт. По его оценке, эти тенденции видны в рекламе и маркетинге.

Основные клиенты, которые придут в эту отрасль, будут ориентироваться на свои этические соображения и на интерес к ЗОЖ, думает Соколов. Некоторые перейдут на новые товары из-за медицинских причин. А вот в кормах для животных он видит куда больше перспектив, так как у них – в отличие от людей – нет отвращения к тому, чтобы питаться насекомыми. Но есть уже много людей, которых это не смущает. Например, в ЕС в качестве полноценной пищи теперь будут употреблять личинок червей.

Источник