Ещё 10 лет назад отечественные производители ХСЗР заходили в этот сегмент лишь с отдельными, единичными продуктами. Но сегодня ситуация кардинально изменилась – и в первую очередь за счёт «Щёлково Агрохим». Это первая российская компания, которая поставила задачу по созданию комплексной линейки препаратов для садов: от пестицидов и микроудобрений до вспомогательных препаратов. И за довольно короткий срок добилась на этом поприще выдающихся успехов.

Эволюция портфеля

Под занавес прошлого года компания «Щёлково Агрохим» провела в Краснодаре конференцию «Сады: урожай на максимум». Участие в ней приняли учёные и практики юга России. Мы возвращаемся к конференции сейчас, в преддверии нового сезона, чтобы напомнить о тенденциях отрасли и вызовах, которые стоят перед её участниками.

«Технология возделывания полевых культур – сеялка и опрыскиватель. Технология возделывания садов – дерево и опрыскиватель. Хотелось бы понять, что находится в наших опрыскивателях сегодня», – констатировал Салис Каракотов, генеральный директор «Щёлково Агрохим», д. х. н., академик РАН.

Докладчик привёл статистические выкладки. Итак, в 2015 году в России было зарегистрировано 10 средств защиты сада отечественного производства и 28 – импортного. С того времени портфель существенно расширился: линейка российских фунгицидов для отрасли выросла на 433%, акарицидов – на 300%, инсектицидов – на 250%. Зарегистрированных иностранных продуктов тоже стало больше, но рост портфеля не столь впечатляющий. «Отечественные производители прибавляют быстрее, чем иностранцы, и формируют собственную технологию защиты сада. Помимо этого, «Щёлково Агрохим» создаёт систему управления листовым аппаратом», – отметил академик.

Таким образом, сейчас в ассортименте компании есть 42 препарата для сада: это не только пестициды и удобрения для листовых подкормок, но и аминокислотный стимулятор, регуляторы роста, средство для защиты от ожогов и ряд вспомогательных продуктов. Причём некоторые из этих позиций не имеют аналогов на российском рынке.

«Бетагран Кубань»: сад XXI века

Однако «Щёлково Агрохим» не только создаёт технологии, но и оттачивает их на практике, в реальных условиях. Для полевых культур в этом плане есть опытно-производственное сельхозпредприятие «Дубовицкое», расположенное в Орловской области. Но как обстоят дела с садами?.. А с ними всё отлично, ведь в 2021 году компания запустила новый проект «Бетагран Кубань»! Речь идёт об интенсивном и высокоинтенсивном яблоневом саде, расположенном в Кореновском районе Краснодарского края. Сегодня он занимает 127 га, но это только начало. Ведь плановый показатель по площадям, на который предприятие планирует выйти в течение нескольких лет, составляет 270 га. «Бетагран Кубань» – проект полностью «щёлковский»; соответственно, система защиты и листового питания здесь – тоже на сто процентов «щёлковская». «На второй год плодоношения мы получили в среднем 22 тонны яблок с гектара. Специалисты говорят, что это хороший результат. Можете приехать к нам и увидеть наш сад своими глазами», – сообщил Салис Добаевич.

Экономия с умом

А теперь перейдём к вопросам экономики. Садоводство – дорогостоящий род занятий, констатирует Салис Добаевич. Так, первоначальные инвестиционные затраты в «Бетагран Кубань» составили 5 млн рублей на каждый гектар. В эту стоимость входят создание водоёма, установка насосных станций, разводка капельного орошения, закладка многолетних насаждений. «Если мы хотим, чтобы данный проект окупился за 5-6 лет, то каждый год один гектар сада должен возвращать не менее 1 млн рублей. Это возможно при средней по годам урожайности в 40 тонн с гектара», – приводит цифры гендиректор «Щёлково Агрохим».

Но, кроме базовых, существуют переменные ежегодные затраты, в том числе на защитные мероприятия. «Когда собираешь систему защиты, как пазл, возникает вопрос: сколько это может стоить? В классических садах Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии она составляет 100-200 тыс., в интенсивных – 400 тыс. руб./га. А в Краснодарском крае стоимость ещё выше: это связано с высоким патогенным фоном и большим количеством вредителей. И здесь возникает вопрос: кого выбирать? Идти за предложениями иностранных компаний или довериться российским производителям?» – задаёт вопрос Салис Каракотов.

И тут он приводит результаты опыта, заложенного в АО «Сад-Гигант» (Краснодарский край). В основе первой схемы защиты лежат исключительно иностранные средства защиты. Вторая система преимущественно (на 82%) состоит из «щёлковских» препаратов. При одинаковом количестве обработок и равном производственном результате на втором варианте экономия составляет более 31,5 тыс. руб. на гектар яблоневого сада! Если пересчитывать на общую площадь, цифры получаются колоссальные.

Климат – как фактор перемен

Экономить на разнице между импортными и российскими препаратами можно и нужно, тем более что по эффективности и качеству «щёлковские» продукты ни в чём не уступают иностранным аналогам. Но нельзя экономить на защите сада как таковой, ведь от своевременности проведённых обработок зависит будущее урожая.

О погодно-климатических и фитосанитарных особенностях сезона 2022-2023 гг. участникам конференции рассказала Галина Якуба – к. б. н., старший научный сотрудник Научного центра защиты и биотехнологии растений ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНЦ садоводства, виноградарства, виноделия». «Тёплая осень и мягкая зима способствовали накоплению первичного инокулюма патогенов и высокой плотности популяции большинства вредителей. Однако весной ситуация изменилась. Низкие температуры, сильные ветры, большое количество осадков и продолжительный период увлажнения листа привели к ситуации, которую сложно было предсказать», – сообщила она.

Рассмотрим на примере парши. По словам учёного, на протяжении нескольких лет динамика разлёта аскоспор патогена сдвигалась к более поздним срокам, характерным для 70-90-х гг. прошлого века. «Составляя системы защиты, мы учитывали, что пик лёта аскоспор приходится на фазы яблони «розовый бутон» и «начало цветения». В этот период мы планировали короткие интервалы между фунгицидными обработками. Но в прошлом сезоне массовый разлёт сместился на вторую половину цветения, к фенофазам «лещина» и «грецкий орех», что создало проблемы при защите. Ведь в это время в саду уже присутствует и конидиальная стадия возбудителя болезни. В такой ситуации нужно очень жёстко соблюдать интервалы между обработками и применять лучшие препараты, которые имеются в портфеле», – поясняет Галина Валентиновна.

Мучнистая роса – ещё одна болезнь, которая представляет угрозу современным садам. Её возбудитель – термофильный, то есть теплолюбивый, вид с высокой адаптивностью к повышенным температурам. Так что потепление климата способствует эпифитотиям этой болезни. «Десять лет назад мучнистая роса вышла из группы болезней умеренного развития и единичного проявления. И сейчас даже выбор устойчивого сорта не гарантирует защиту от данного заболевания. В последние несколько лет первые признаки мучнистой росы появляются раньше именно на более устойчивых сортах», – рассказывает эксперт.

В прошлом сезоне первое проявление мучнистой росы находилось в пределах среднемноголетних сроков. Правда, продолжительные весенние дожди и пасмурная погода на некоторое время сдержали её развитие. Однако жара, пришедшаяся на вторую половину сезона, всё-таки привела к вспышке болезни. Как результат – произошло поражение плодоножек и плодов с формированием на них налёта спороношения и ржавой сетки.

Что касается косточковых культур, раньше мучнистая роса поражала только персик. Но с 2008 года заболевание стало поражать сливу, а с 2010-го – вишню, черешню, алычу. Нужно помнить, что мучнистая роса предпочитает побеги с наличием колоний тлей – вишнёвой, персиковой, сливовой опылённой. «Если вы увидели колонии тлей, это значит, что высока вероятность поражения их мучнистой росой: так проявляется адаптационная способность патогена», – предупреждает Галина Якуба.

В группу доминантных болезней яблони с недавних пор входит группа возбудителей гнилей сердцевины. «Если с паршой мы научились справляться, то с представителями данной группы бороться очень сложно. Во-первых, в патогенезе заболевания участвует большое количество видов: два вида альтернариевых и семь – фузариевых грибов, а также возбудители серой и трихотециевой гнилей. И ни один из зарегистрированных для применения на яблоне фунгицидов не способен справиться со всем комплексом грибов, вызывающих это заболевание. Если взять любой препарат, то по разным видам патогенов разница в биологической эффективности может варьироваться от 0 до 100%. Бывает, что хозяйство проводит три обработки во время цветения, но эффективности не получает. Это значит, что конкретная группа патогенов, которая имеется в хозяйстве, нечувствительна к применяемым препаратам. Выход только один: индивидуальный подбор фунгицидов под те конкретные виды, которые имеются в каждом хозяйстве», – уверена Галина Валентиновна.

Микозные усыхания – группа болезней, возбудителями которых являются полусапротрофные виды. Раньше учёные не придавали им большого значения, но сейчас эти заболевания также выходят на первый план. Причина кроется в участившихся погодных стресс-факторах. Из года в год они ослабляют деревья, в результате чего те сильнее поражаются полусапротрофными грибами. Возбудители микозных усыханий представляют опасность не только для коры и древесины деревьев, но и для плодов. Пик заражения приходится на фенофазы яблони «плод – лещина» – «грецкий орех» и «начало созревания плодов».

«Круг возбудителей микозных заболеваний ежегодно расширяется. Раньше мы говорили главным образом о цитоспорозе, но теперь на первое место выходит чёрный рак. В первой половине вегетации он поражает цветы и завязи, а во второй – плоды», – продолжает учёный.

«Поднял голову» обыкновенный рак. Температурные качели в начале 2023 года привели к образованию трещин на штамбах и развилках скелетных ветвей. Как результат – уже в мае наблюдалось сформированное конидиальное спороношение этого гриба, от которого впоследствии произошло заражение плодов.

На поражённые обыкновенным раком ткани коры «подсаживаются» возбудители чёрного рака, поверхностного некроза и антракноза коры. Бороться с этими болезнями необходимо агротехническими и химическими способами, напоминает Галина Якуба. Кроме того, крайне важным элементом технологии является специальная обработка плодов* перед закладкой урожая на хранение. Без неё потери хранящегося урожая могут составить 40%.

«С возбудителями микозных усыханий ассоциируются возбудители корневых гнилей, в первую очередь фузариевые грибы. При наличии большого количества почвенной влаги они размножаются, что приводит к первой вспышке заболевания. Но затем наступает сухая жаркая погода, и мы думаем, что проблема устранена. Однако всё происходит с точностью до наоборот! В жаркой уплотнённой почве протекает вторая волна развития болезни. К сожалению, в нашей стране не разрешено применение препаратов для пролива почвы, так что инфекция остаётся в ней», – констатирует учёный.

От болезней перейдём к вредителям. А точнее, к доминирующему виду – яблонной плодожорке: «Обычно разница в сроках вылета её перезимовавшего поколения по разным зонам садоводства Краснодарского края составляет два дня. Но в прошлом году разброс по датам оказался достаточно большим: от 18 до 24 апреля. При этом погодные условия сезона складывались специфическим образом, и продолжительные дожди в весенний период снизили репродуктивную способность всей популяции. Первая генерация дала низкое количество бабочек, часть гусениц первого поколения ушла в диапаузу. Волнообразность лёта создавала сложности в проведении инсектицидных обработок», – сообщила Галина Валентиновна.

Что касается калифорнийской щитовки, плотность популяции была очень высокой там, где в сезоне 2022 г. система борьбы с ней была построена неправильно. Но весеннее применение инсектицидов на основе пирипроксифена** позволило снизить численность популяции. «Если при наличии вредителя проводить такую обработку регулярно, он не будет представлять большой опасности», – прокомментировала спикер.

Несколько слов – о других видах фитофагов, присутствующих в биоценозе кубанских садов. Итак, погодные условия прошлого сезона сдержали развитие древесницы въедливой и зелёной яблонной тли. Большое количество почвенной влаги привело к гибели личинок растительноядных трипсов. Кровяная тля получила серьёзное развитие в середине лета. Казарка имела очаговое распространение, в некоторых зонах края – высокую численность (особенно рядом с лесополосами). В условиях прошлого сезона выход жуков из мест зимовки был ранним и растянутым.

Резюмируя свой доклад, Галина Якуба отметила: «Сложившаяся в регионе ситуация требует повышенного внимания к агротехнике сада. Под этим понятием подразумеваются хорошая и своевременная обрезка деревьев, удаление поросли, а также качественное питание, проведение листовых подкормок и применение иммуномодуляторов, которые повышают устойчивость растений к неблагоприятным погодно-климатическим условиям. В том числе сбалансированное листовое питание особенно актуально, когда идёт речь о борьбе с трахеомикозами и микозами коры».

Линейка на все фитосанитарные случаи

Более подробно о сбалансированном листовом питании плодовых на примере Краснодарского и Ставропольского краёв мы расскажем в следующем номере журнала. А пока – о линейке средств защиты сада.

По словам Салиса Каракотова, создать и зарегистрировать такие препараты – это невероятно сложная, многоступенчатая работа. Требования к ним гораздо жёстче, чем к препаратам для полевых культур. Ведь товарное яблоко – это готовый к употреблению продукт, который не проходит переработку.

«Сейчас говорить об оригинаторстве при создании препаратов не приходится, и лишь единичные продукты до сих пор имеют патентную защиту», – добавил он.

Поэтому компания «Щёлково Агрохим» идёт своим путём: «Не только действующее вещество определяет свойства продукта и его эффективность. Важную роль играет форма доставки, или формуляция», – подчеркнула Елена Желтова, директор по науке «Щёлково Агрохим». В соответствии с этим тезисом компания расширяет линейку продуктов на основе современных препаративных форм. Если внимательно изучить её садовый портфель, легко заметить, что большинство препаратов (особенно новейших) находится в «нестандартных» формуляциях: масляная дисперсия (МД), масляная эмульсия (МЭ), масляный концентрат эмульсии (МКЭ) и ККР (концентрат коллоидного раствора). Преимуществами этих средств защиты сада являются максимальная площадь покрытия и распределения рабочих растворов по обрабатываемой поверхности, быстрое проникновение действующих веществ и высокая устойчивость к смыванию осадками.

Да, не все действующие вещества можно «облечь» в масляные и коллоидные препаративные формы. Но и в таких случаях компания старается подобрать формуляцию, которая позволит раскрыть потенциал активных компонентов по максимуму. Яркий тому пример – контактный фунгицид КАТРЕКС, КС, регистрация которого ожидается в текущем году. В его составе – 400 г/л тирама: прежде фунгициды, содержащие это действующее вещество, имели препаративную форму ВДГ (водно-диспергируемые гранулы). Но учёные «Щёлково Агрохим» пошли дальше, создав препарат на основе концентрата суспензии. Это принципиально важное отличие, ведь жидкие формуляции более удобны в применении, чем твёрдые. Кроме того, они позволяют вводить в состав препарата ПАВ, повышающие эффективность обработки. Ещё один пример такого усовершенствования – фунгицид СЕРА 400, КС, в котором действующее вещество – сера (400 г/л) – представлено в жидком виде.

Самое сложное – это создание эффективных акарицидов. В линейке «Щёлково Агрохим» таких продуктов несколько: АКАРДО, ККР (250 г/л спиродиклофена), ДИФЛОМАЙТ, СК (200 г/л дифловидазина) и МЕКАР, МЭ (18 г/л абамектина).

Кроме того, компания расширяет линейку инсектицидов и акарицидов с низким классом опасности для насекомых-опылителей. Помимо уже названных АКАРДО, ККР и ДИФЛОМАЙТ, СК, к таковым относятся новейшие продукты: инсектициды АПЕКС, МКЭ (100 г/л пирипроксифена), МЕДОУЗ, МД (200 г/л ацетамиприда), ТЕЙЯ, КС (480 г/л тиаклоприда), а также двухкомпонентный ТВИНГО ЕВРО, МД (180 г/л дифлубензурона + 45 г/л ацетамиприда).

Компания «Щёлково Агрохим» активно развивает микробиологическое направление. Так, в 2022 году получил регистрацию биофунгицид БИОКОМПОЗИТ-ПРО, Ж (на основе штамма бактерии Pseudomonas asplenii, титр жизнеспособных клеток ВКПМ B-13395 не менее 1×10⁹ КОЕ/мл). Он демонстрирует отличные результаты против парши, монилиоза и мучнистой росы. Кроме того, лабораторные опыты подтверждают фунгицидное действие БИОКОМПОЗИТ-ПРО, Ж на рост мицелия фитопатогенов. Таким образом, новинка является частью «щёлковской» технологии ЭкоПлюс, направленной на уменьшение пестицидной нагрузки и получение безопасной, экологически чистой продукции без снижения урожайности.

Согласно данным лабораторных и производственных опытов, а также результатам практического применения, по эффективности «щёлковские» средства защиты ни в чём не уступают иностранным аналогам. Более подробно о том, какие результаты получают садовые хозяйства, работающие по технологиям компании, мы расскажем в следующем номере журнала.

 

Яна Власова,

Краснодарский край

 

* Компания «Щёлково Агрохим» для этой цели зарегистрировала фунгицид ИНСИГНИЯ, МД (150 г/л ципродинила + 140 г/л флудиоксонила).

 

** В линейке «Щёлково Агрохим» это действующее вещество содержит инсектицид АПЕКС, МКЭ.