Агроаналитик заявил, что солнечные парки занимают в Германии на данный момент до 300 гектаров пахотных земель — это около 420 футбольных полей, и строительство только наращивает объемы. Так, по данным Государственного министерства экономики Германии, в настоящее время в Брандербурге находится более 28 000 солнечных станций.

Первоначально, как и в других федеральных землях, для них использовались в основном «паровые» земли или бывшие военные территории. Однако сейчас всё больше солнечных парков строится на пахотных землях. Например, в Брандербурге планируется строительство завода на пахотном хозяйстве с площадью 2500 гектаров. В районное управление Укермарк поступили запросы на строительство солнечных систем на более чем 2000 гектаров.

Самые большие солнечные парки в настоящее время строятся на востоке — всё чаще на плодородных сельскохозяйственных угодьях. Одной из причин этого, но не главной, Олаф Зинке считает гораздо большую доступность инфраструктуры и значительно более крупные территории.

Главная же причина в том, что арендодатели в результате сдачи земли под солнечные парки обычно получают арендную плату, намного превышающую доход, который может быть получен от сельского хозяйства: в настоящее время предлагается от 1000 до 3000 евро за гектар. При этом средняя арендная плата за землю сельскохозяйственного назначения, например, в Бранденбурге составляет всего 190 евро, в Саксонии-Анхальт — 290 евро за гектар. Таким образом, арендодатели получают доход, превышающий более чем в десять раз доход от аренды, который может быть получен в сельском хозяйстве.

Кроме того, срок этих контрактов составляет 30 и более лет и означает легкие деньги для арендодателя по сравнению с обработкой земли. Сумма аренды на 30-летний период может быстро достичь нескольких миллионов евро при соответствующем размере пахоты.

Причиной бума строительства солнечных парков эксперт назвал падение стоимости фотогальванических систем более чем на 80% в течение последних десяти лет. Это означает, что государственное финансирование из Закона о возобновляемых источниках энергии больше не требуется для новых крупномасштабных систем.

Кроме того, новое финансирование, вступившее в силу в Германии в начале года через Закон о возобновляемых источниках энергии (EEG), также способствовало развитию крупномасштабных систем на расстоянии до 200 метров на автомагистралях и железнодорожных линиях.

Это событие вызвало настоящий бум строительства гигантских солнечных парков, особенно в восточной части Германии. Потому что помимо высоких доходов, как подчеркнул Зинке, «вы также получаете чистую совесть», так как что-то делаете для защиты климата.

В некоторые из наиболее впечатляющих масштабных проектов вложены инвестиции, суммы которых достигают 100 миллионов евро, сообщил аналитик.

Глава Союза окружающей среды и охраны природы Бранденбурга (BUND) Карстен Пройс заявил по этому поводу: «Теперь началась гонка за пахотные земли. Однако использование пахотных земель для создания огромных солнечных парков — неправильный путь. Вместо этого в будущем для фотоэлектрических систем необходимо постоянно использовать потенциал площади крыши». Эколог Бранденбурга подчеркивает, что пахотные земли должны использоваться для производства продуктов питания и кормов.

Бывший активист за гражданские права и член Бундестага за «зеленых» Вернер Шульц заявил, что «восток становится экспериментальным полем для финансовых акул». По мнению Шульца, необходимо ввести мораторий, чтобы на начальном этапе остановить такие мегапроекты.

Министр сельского хозяйства и окружающей среды Бранденбурга Аксель Фогель сообщил, что инвесторы ищут подходящие помещения во всех административных районах Бранденбурга. Причина, по его мнению, проста: с помощью солнечных систем можно заработать намного больше, чем выращивая зерно. «Мы считаем это крайне проблематичным», — заявил министр.

Интересно, что в 2017 году строительство солнечных парков на сельскохозяйственных землях уже было остановлено по инициативе Бранденбурга. Это решение было принято в том числе под давлением инициативы Свободных избирателей Бранденбурга, которые выступили против «принесения в жертву производства продуктов питания и местного сельского хозяйства возобновляемым источникам энергии».

Министерство сельского хозяйства Бранденбурга обосновало остановку тендеров в то время более низкой эффективностью по сравнению с ветроэнергетикой. Тогда было подсчитано, что фотоэлектрические системы потребуют в 83 раза больше места, чем ветряные турбины для того же количества энергии. Очевидно, сейчас, как пишет Зинке, это уже не важно.

Источник