Сегодня Syngenta объявила о завершении сделки по приобретению Cropio Group — агротехнологической платформы с клиентами более чем в 50 странах мира и фокусом деятельности на Восточную Европу. Cropio представляет собой систему дистанционного контроля сельхозугодий, включая спутниковый мониторинг состояния посевов, планирование и документирование всех основных сельскохозяйственных бизнес-операций — таких, как отслеживание работы техники. Сейчас Cropio используется примерно на 10 млн га. Компания основана в 2014 году, в ней работают 35 сотрудников.

Cropio остается «самостоятельной компанией», подчеркнуто в сообщении Syngenta. «Это, конечно же, не так, — парирует СЕО Intterra (партнер по внедрению в России цифровыinх агросервисов для Syngenta) Виталий Бузу. — Теперь Cropio полностью аффилирован с Syngenta, и будет продвигать преимущественно ее сервисы и продукты. Вряд ли это понравится финальным бенефициарам процесса, то есть сельхозпроизводителям». 

Условия сделки, включая стоимость актива, стороны не разглашают. Участники рынка, опрошенные «Агроинвестором», оценивают актив очень по-разному — от $15 млн до $50 млн. Основатель международной мобильной цифровой платформы «Агро.Клуб» (декларируемый охват — более 12 тыс. участников) Егор Кирин говорит, что охват в гектарах у Cropio хороший, но нельзя считать его полностью монетизируемым. «У всех систем farm management есть бесплатные версии, и мы не знаем, какая доля из этих 10 млн га платная, а какая — free», — поясняет Кирин. Если условно предположить, что платными сервисами охвачена треть площадей Cropio, и учитывая, что подписка — по данным компании — стоит в среднем $3 за гектар, то проект может генерировать годовой cash flow в $7-7,5 млн при затратах на уровне $5 млн. «Если у них остается EBITDA в размере до $2 млн, то это очень хороший расклад, — рассуждает Кирин. — Я не знаю, какой мультипликатор применялся при сделке: на рынке таких активов используются мультипликаторы от 10 до 30 EBITDA». Но если взять базовый американский мультипликатор 20-25 и вычесть «восточноевропейский дисконт», то при 10-15 EBITDA контроль над Cropio мог обойтись Syngenta в $15-20 млн.

Российский рынок сделок в индустрии IT для АПК ничем не отличается от подходов в других отраслях: обычный мультипликатор по годовой EBITDA — максимум 5-8, высказывается член Комитета по развитию АПК ТПП России Олег Князьков. «Однако интерес транснациональных компаний [к таким проектам, как Cropio] может быть существенно выше, — уверен он. — Syngenta вводит цифровые опции не столько в коммерческих интересах, сколько как аналитику для более эффективных продаж, расширения баз данных за счет решений BigData. Все это сразу скажется на капитализации платформы и публичной стоимости компании в целом». Поэтому его оценка 100% Cropio выше общеотраслевой по IT — 10-15 EBITDA, или $20-30 млн.

Директор по работе с агросектором «SAS Россия/СНГ» Сергей Романов оценивает всю Cropio дороже — в $35 млн. «Но под покупкой, скорее всего, подразумевается не стопроцентный выкуп, — считает он. — Поскольку Cropio остается отдельной компанией, то, могу предположить, что Syngenta выкупила долю в 60-70%». Исходя из его оценки проекта, этот  акционерный пакет мог стоить $20 млн. Виталий Бузу оценивает весь бизнес Cropio в $50 млн «учитывая премию за полную потерю компанией своей независимости».

 

Cropio является ведущим игроком на восточноевропейском рынке, отмечает директор по информационным и цифровым технологиям Syngenta Грег Мейерс. По его словам, в компании вследствие покупки Cropio ожидают «открытия значительных возможностей для сотрудничества с другими цифровыми активами Syngenta». Романов предполагает, что одним из ключевых решений руководства Syngenta после приобретения такого актива станет расширение присутствия приобретенной платформы в том числе и на территории России, где Cropio сейчас почти не представлен. «Есть шанс, что это может стать хорошим рычагом для увеличения доли Cropio на российском рынке цифровых платформ для сельского хозяйства», — добавляет он.

После поглощения Cropio Syngenta рассчитывает стать единственной компанией агросферы с доступом к ключевым цифровым платформам на четырех крупнейших сельскохозяйственных рынках: к Land. db в США, к Strider — в Бразилии, к Modern Agricultural Platform — в Китае и к Cropio - в Восточной Европе. Теперь digital-решения Syngenta, по ее собственным подсчетам, будут применяться более чем на 40 млн га. Через год компания намерена удвоить этот показатель.

Участник рынка цифровых решений для АПК, пожелавший остаться неназванным, считает, что основатели Cropio вовремя вышли из бизнеса. «Систем farm management сейчас много, конкуренция на рынке высокая. Единственный интересный выход — развить проект, и на каком-то этапе продать транснационалам, — говорит он. — Честно говоря, многие системы, подобные Cropio, изначально строятся под такие выходы в cash, а не для того, чтобы многие годы самим зарабатывать на агросервисах. Кто успел — молодцы. Но это окно возможностей закрывается». У всех глобальных агрокомпаний уже есть такие активы, подтверждает Кирин из «Агро.Клуба». К примеру, Monsanto купила Climate Corporation с платформой Climate Field View. Сейчас она охватывает больше 40 млн га, из которых платных — свыше 20 млн га. BASF ранее приобрел цифровую платформу Xarvio: ее был вынужден продать Bayer при слиянии с Monsanto. У Bayer-Monsanto есть Climate Corp. Платформенными цифровыми решениями для АПК владеет DowDupont.

 

Нельзя назвать Syngenta однозначным лидером по охвату сельхозземель digital-сервисами, но географическое присутствие у компании, пожалуй, самое широкое, оценивает Кирин: «Скажем, аналогичный по числу гектаров игрок — Bayer-Monsanto - сосредоточен в основном в Северной и Южной Америке». Глобальные конкуренты Syngenta тоже уже приходят со своими решениями в Восточную Европу, добавляет Кирин, «но одно дело — идти, а другое — купить фактически готовую долю рынка».

По данным Intterra, в России Syngenta уже внедрила цифровые сервисы на 2 млн га сельхозземель. «На сегодняшний день у компании самое большое покрытие цифровыми сервисами в АПК России», — говорит Виталий Бузу. Однако он опасается, что при начале работы с платформой Cropio Syngenta может потерять ведущие позиции. «А учитывая активность конкурентов — таких, как «Щелково Агрохим», «Август», «АгроЭкспертГруп» - компания может никогда больше не вернуть себе лидерство в сегменте, — утверждает топ-менеджер. — У Cropio нет в нашей стране ни подходящего функционала для нужд Syngenta, ни локальных ресурсов для обучения сотрудников и техподдержки клиентов». Cropio - украинская компания без постоянного серьезного присутствия здесь, напоминает он. Intterra надеется или найти подходящий формат для дальнейшего сотрудничества с Syngenta, или успешно конкурировать в России с Cropio. От последнего сельхозпроизводители и агрорынок только выиграют, уверен Бузу.

Это не так, возражает директор российского ООО «Сингента» Джонатан Браун. По его словам, Cropio уже сейчас является «наиболее широко используемой цифровой платформой в России с точки зрения земельного банка», имея под управлением «в несколько раз больше земли», чем 2 млн га, которые компания покрыла цифровым сервисом в 2019 году. Точное число гектаров он не называет. Cropio, утверждает топ-менеджер, уже наладила в России систему обучения и технической поддержки. «В текущем году, — обещает Браун, — команда, ответственная за продвижение цифровых технологий Syngenta в России, пополнится специалистами, которые будут заниматься исключительно поддержкой Cropio».

 

Источник: https://www.agroinvestor.ru/