Тем не менее жизнь в России во многом изменилась к лучшему: вместо постоянного дефицита — изобилие товаров для выбора, расширилась экономическая свобода граждан, которые могут заняться бизнесом, ездить в другие страны, коренным образом изменилась обеспеченность населения легковыми автомобилями (с 8 до 319 автомобилей на 1000 человек населения) и другими предметами длительного пользования, появились мобильные телефоны, гаджеты, Интернет. Одним словом, жить стало лучше, в том числе повысилась жилищная обеспеченность населения — с 18 до 26 м2 на душу населения.

Но по размерам экономики Россия «топчется на месте». К тому же при увеличении реальных доходов населения в среднем на 33% разница в среднемесячном душевом доходе 10% самого зажиточного населения и 10% самого бедного увеличилась с 3–4 раз в советское время до 15 раз. Так что благосостояние 40% населения не увеличилось, а у 30% уровень жизни снизился. Зато у 20% относительно богатых людей он повысился в 2 раза и более. И именно за счет них в основном произошел средний рост реальных доходов населения, ниже которого получают 70% россиян, а выше — всего 30%. Половина семей не имеет автомобилей и современных предметов дли- тельного пользования. 40% живут без сбережений, влезая в долги, которые им трудно оплатить, занимая деньги у банков под 15–20% годовых. Они часто не могут воспользоваться возможностями экономической свободы, предоставляемой рыночной экономикой, из-за недостатка средств. Их уровень здоровья и продолжительность жизни с советских времен не выросли, а, скорее, сократились. Не улучшилось и образование, а уровень потре- бления высококачественных продовольственных товаров, прежде всего молочных, мясных и рыбных, заметно снизился.

За 30 лет нам не удалось создать развитую рыночную систему, социальное государство, обеспечить достойный уровень жизни подавляющей части населения. К тому же мы подорвали сохранность народа. Вместо естественного прироста населения за счет превышения рождаемости над смертностью, как это было в послевоенный период в советское время, мы имеем демографический кризис, когда смертность превышает рождаемость, идет депопуляция населения и сокращается его численность, которая уже на 3 млн человек меньше, чем в советской России, а без учета присоединения Крыма — на 5,5 млн человек (142,5 на 1 января 2022 г. вместо 148 в последние годы России).

Причина всего этого в том, что в существующей системе не создан двигатель социально-экономического развития и она не способна к устойчивому социально-экономическому росту. Сформированная за это время система государственно-олигархического капитализма с неразвитым рынком и отсталой социальной сферой пребывает в стагнации, переживает кризисы, с трудом осуществляя простое воспроизводство и с каждым годом все больше отставая от научно-технологического и социально-экономического уровня развитых стран мира и передовых развивающихся стран во главе с Китаем.

В международных рейтингах практически по всем показателям мы «пятимся назад». Это особенно заметно, если сравнить место РСФСР по отношению к развитым странам в рейтингах в 1960–1970-е годы. Тогда по объему экономики РСФСР уступала только США, а сейчас переместилась на 6-е место по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и на 11-е место по рыночному валютному курсу, уступая США, Китаю, Индии, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Южной Корее и Канаде. Россия утратила лидерство по НИОКР, образованию, космосу и развитию ядерных технологий. Особенно сильно страна «просела» по ожидаемой продолжительности жизни (100-е место) и качеству здоровья нации (по данным ВОЗ — 119-е место) среди стран мира.

Следовало бы осуществить коренное преобразование социально-экономической системы страны — нужно провести крупные реформы, чтобы перейти к современной высокоразвитой рыночной системе с социальным государством, которое позволит нам сначала встать вровень с развитыми странами мира, а затем войти в лидирующую группу.

Но эти реформы, на наш взгляд, нельзя делать в условиях кризиса и стагнации, поскольку они будут негативно восприняты населением, привыкшим к тому, что нововведения часто ухудшают, а не улучшают жизнь страны. Население и государство не готовы к коренным преобразованиям в столь неблагоприятных социально-эконо- мических условиях.

Целесообразно вначале восстановить экономический рост и на его базе заметно поднять благосостояние бедных слоев и среднего класса, ограничив рост богатства узкой группы миллионеров и миллиардеров. В то же время последним следует создать более благоприятные условия для бизнеса и сохранения накопленного богатства. Если это удастся сделать в ближайшие пять лет, в 2023–2027 гг., то при растущей экономике и повышающемся уровне жизни можно будет проводить упомянутую трансформацию.

Статья. Часть 1

Статья. Часть 2

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ