Еще в 2018 году энтомолог Наоки Яманака обнаружил, вопреки общепринятому научному мнению, что важному стероидному гормону требуются транспортные белки для входа или выхода из клеток плодовой мушки. Гормон экдизон называют «гормоном линьки». Без него мухи никогда не созреют и не размножатся.

До открытия Яманаки в учебниках говорилось, что экдизон свободно проходит через клеточные мембраны, с легкостью проскальзывая сквозь них. «Теперь мы знаем, что это неправда», — сообщил Яманака. Каждому виду насекомых требуется экдизон на их пути от яйца до взрослой особи, производящей потомство. И каждое насекомое, которое тестировал ученый, также имеет белки-переносчики экдизона.

Однако в своем новом исследовании Яманака обнаружил, что комары другие. У них есть только три из четырех транспортных белков, которыми обладают плодовые мушки. У комаров отсутствует самый важный, первичный переносчик экдизона. «Этот первичный элемент каким-то загадочным образом отсутствует у комаров», — сказал Яманака.

Открытие позволяет создать инсектицид, специфичный для комаров, который не нанесет вреда полезным пчелам или другим опылителям, но повлияет на комаров, в том числе и тех, которые переносят различные опасные заболевания, например, лихорадку денге, желтую лихорадку, другие вирусы.

«Мы можем разработать химические вещества, которые блокируют функции этих переносчиков экдизона, но не влияют на исходный переносчик, который так важен для других насекомых, — заявил Яманака. — Вероятность нецелевых эффектов будет низкой».

Лаборатория ученого сейчас занимается поиском химических веществ, которые могут блокировать импортеров экдизона у комаров. Исследователи также изучают переносчики экдизона у других животных.

Источник