После того, как в 2019 году высший административный суд Нидерландов признал, что правительство нарушает законодательство ЕС, недостаточно делая для сокращения избыточного азота в уязвимых природных зонах, страна борется с тем, что она называет «азотным кризисом».

Ограничения скорости в дневное время были снижены до 100 км/ч на автомагистралях для ограничения выбросов оксида азота, строительные проекты, связанные с выбросами газа, были остановлены, и новый закон обещает, что к 2030 году в половине охраняемых природных территорий должен быть здоровый уровень азота.

В настоящее время государственные служащие Министерства финансов и сельского хозяйства разработали предложения, которые включают сокращение поголовья скота на 30%, один из самых радикальных планов такого рода в Европе. Два предлагаемых сценария включают в себя принуждение некоторых фермеров продавать права на выбросы и даже свои земли государству, если это необходимо.

Нидерланды имеют одну из крупнейших в Европе отраслей животноводства, с более чем 100 миллионами голов крупного рогатого скота, кур и свиней. Он также является крупнейшим экспортером мяса в ЕС.

«Мы-относительно небольшая страна с большим количеством жителей, промышленности, транспорта и сельского хозяйства, поэтому мы достигаем пределов того, что может принять природа», — сказал Руди Буис, представитель министерства сельского хозяйства.

«Для нас существует высокий уровень срочности в решении проблемы азотных соединений. Это означает, что в ближайшем будущем должен быть сделан выбор».

Но идея экспроприации или принудительной продажи из-за климатического кризиса является политически спорной в стране, где через шесть месяцев после всеобщих выборов несколько партий пытаются сформировать правительство меньшинства.

Во время парламентских вопросов во вторник временный министр сельского хозяйства Карола Шаутен подтвердила, что принудительная продажа прав на выбросы или земли была последним средством среди рассматриваемых мер.

«Нет, я не хочу избавляться от фермеров, — сказала она. — Я действительно думаю, что в некоторых местах компании не могут продолжать свою деятельность, и поэтому мы должны обеспечить, чтобы у нас были необходимые правила».

Защитники окружающей среды приветствовали эти планы, заявив, что это может привести к тому, что подобное произойдет во всей Европе. «Это шаг в правильном направлении, — сказал Брэм ван Лиер, участник кампании в Нидерландах Друзей Земли. — Мы бы сделали больше для выкупа фермеров и оказания им помощи в переходе к устойчивому сельскому хозяйству».

«Азотный кризис очень серьезен в Нидерландах, но также очень высокое осаждение азота наблюдается, например, в Германии и Бельгии. Я думаю, что их огромные промышленные фермы также должны быть выкуплены, чтобы соответствовать Директиве [ЕС] о среде обитания и защите природы».

Но фермерские группы уже потратили месяцы, блокируя дороги тракторами в знак протеста против других предложений по ограничению выбросов аммиака из отходов животноводства, и многие категорически против.

«Экспроприация — плохая идея», — сказал Витсе Соннема, глава отдела по связям с общественностью Нидерландской сельскохозяйственной и садоводческой организации (LTO), которая предложила план финансирования инноваций в сельском хозяйстве и добровольного переселения или закрытия ферм.

«Во-первых: из принципа. Это захват земли правительством, который не соответствует хорошему управлению. Другая причина очень практична: экспроприация занимает от пяти до семи лет, прежде чем вы получите результаты, и во многих случаях дольше. У нас нет этого времени, и, конечно, оно намного дороже».

Некоторые стороны говорят, что добровольный подход имеет важное значение. Дерк Босвейк, представитель по сельскому хозяйству Христианско-демократического призыва, входящего в потенциальную коалицию, сказал: «Выбросы соединений азота должны значительно снизиться… но есть несколько способов их сокращения: расширение, что означало бы увеличение площади земли для скота, переселение или добровольный выкуп фермеров вблизи природных заповедников и инвестиции в инновации».

«В Нидерландах уже наблюдается сокращение сельскохозяйственного сектора на 3% в год, многим фермерам не на кого опереться, и прогнозируется, что через 10–15 лет 40-50% в любом случае остановятся. Планы принудительной экспроприации … являются катастрофическими для поддержки и доверия к правительству».

Несмотря на несогласие в парламенте, эксперты-юристы отмечают, что закон о введении такой политики, связанной с климатом, уже существует. Жак Слейсманс, профессор права экспроприации в Университете Радбуда Неймеген, сказал, что в большинстве европейских стран действуют такие законы. «В Нидерландах… при экспроприации режим компенсации очень щедрый», — добавил он.

«Я не уверен, сколько стран смотрят друг на друга, но для решения этих проблем нужно провести черту по всей Европе, иначе они просто переедут в другую страну и сделают то же самое там. Окружающая среда не останавливается на границах».

Марьян Миннесма, директор организации Urgenda, неправительственной организации, которая выиграла судебное дело, чтобы заставить правительство Нидерландов сократить выбросы парниковых газов, сказал, что действия экологов, вероятно, приведут к дальнейшим действиям правительства в будущем.

«Я боюсь, что это действие не потому, что правительство понимает, что оно делает недостаточно — я бы хотела, чтобы они это поняли, — а потому, что их принуждают суды, — сказала она. — Я думаю, что судебные дела станут движущей силой новых действий в ближайшие годы».

Источник