В текущем году в рейтинге дебютировали Замбия, Зимбабве, Маврикий, Мозамбик и Намибия, добавив к списку 25 африканских университетов. А образовательный лидер континента Кейптаунский университет (ЮАР), поднявшись сразу на 23 позиции, обогнал в рейтинге МГУ имени Ломоносова (163-е место). «Ъ» разбирался, как в списке лучших мировых университетов выглядит Россия, почему Африка так резко пошла вверх и стоит ли придавать месту в рейтинге большое значение.

«Рейтинги задают вектор движения вузов»

Times Higher Education World University Rankings (THE WUR) составляет одноименный британский еженедельный журнал, посвященный вопросам высшего образования, сокращенно THE. Сегодня это крупнейшее рейтинговое издание в мире: в нем оцениваются 1799 университетов из 104 стран. Как рассказала директор по маркетингу Times Higher Education Клэр Баумфорт онлайн-ресурсу University World News, было проанализировано 15,5 млн публикаций по результатам исследований и 121 млн цитат, а также более 40 тыс. ответов на ежегодный опрос об академической репутации.

Рейтинг основан на пяти показателях:

- преподавание (соотношение студентов и преподавателей, число присуждаемых степеней PhD на одного педагога и т. п.),

- исследования (соотношение числа опубликованных научных статей и числа преподавателей и т. д.),

- цитируемость,

- интернационализация (в том числе соотношение отечественных и зарубежных педагогов, отечественных и иностранных студентов, доля публикаций в соавторстве с иностранными авторами),

- привлечение средств от промышленности.

Кроме того, по преподаванию и научной работе учитывается репутация, которая оценивается авторитетными учеными.

В этом году составители рейтинга приняли во внимание и дополнительные показатели, такие как учебная среда университета, его основная миссия, передача знаний. В первую десятку вошли Оксфорд, Гарвард, Кембридж, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский технологический институт, Принстон, Калифорнийский университет в Беркли и Йельский университет.

Times Higher Education World University Rankings — один из пяти глобальных рейтингов, такой же престижный, как QS World University Rankings, тоже британский, и Academic Ranking of World Universities (ARWU). Последний в академической среде называют шанхайским: его составляет Шанхайский университет транспорта (КНР). В пятерку входят также американский U.S. News & World Report Best Global Universities Rankings и нидерландский CWTS Leiden Ranking. THE и QS (аналитическая компания Quacquarelli Symonds) составляют к тому же региональные (азиатский, латиноамериканский, арабский, африканский) и предметные рейтинги.

Одно из обязательных условий попадания университета в рейтинг — наличие бакалавриата, указывает вице-президент по науке и академическому сотрудничеству Сколтеха Григорий Кабатянский. Для исследовательских университетов, таких как Сколтех, где обучение начинается с магистратуры, существуют другие рейтинги, в том числе Nature Index, который составляет одноименный британский журнал.

«Изначально рейтинги должны были помочь абитуриентам разобраться, в какой университет лучше поступать, и в глобальной борьбе за таланты рейтинговые исследования активно развивались,— объясняет директор Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Терентьев.Со временем их функция изменилась, и сегодня они задают ориентиры, вектор движения, показывают вузам, во что вкладываться, чтобы занять лидирующие позиции».

У различных рейтингов не только разные показатели, на которых они основывают свою оценку, но и разный вес этих показателей.

- В THE предпочтение отдают объективным количественным метрикам (исследовательская деятельность, цитируемость).

- QS придает больший вес экспертной оценке академической репутации, репутации среди работодателей.

- Чтобы попасть в рейтинг, университет может заявить о себе, направив информацию в оргкомитет, но чаще всего составители сами решают, кого в него включать.

- Они сканируют библиометрические базы данных, такие как Web of Science, Scopus, Google Scholar, и выбирают вузы, которые соответствуют критериям отбора: имеют необходимое число публикаций в определенных изданиях, нужный уровень цитирования и т. д.

Рейтинги опираются на открытые данные, которые можно верифицировать, тогда как информация, предоставленная вузами, может вызывать подозрения, подчеркивает Евгений Терентьев.

У QS и ТНЕ есть пул экспертов, которые оценивают репутацию.

«Субъективность — один из серьезных пунктов критики этих рейтингов,— отмечает Евгений Терентьев.— ВШЭ, например, в отраслевом рейтинге QS по образованию очень хорошо поднялась по объективным показателям, но просела по репутации, которую оценивают эксперты. Вес экспертов оказывается более важным, чем сотни публикаций».

Кроме того, есть разные способы накрутки библиометрических показателей: самоцитирование, покупка статей. «И если многие страны, в том числе Китай и Саудовская Аравия, серьезно инвестируют в реальные достижения, в свой научный блок, то другие, например, покупают права на журналы, которые котируются в Scopus, публикуются там и поднимаются в рейтингах,— рассказывает Евгений Терентьев.— Такое тоже бывает».

Полный текст статьи

Приглашаем Вас обсудить эту и другие новости в нашем телеграм-канале

ПЕРЕЙТИ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ