Участники Зернового раунда рассмотрели актуальные для сельского хозяйства темы: проблемы государственного регулирования рынка зерна, перспективы развития аграрного сектора в новых экономических условиях, прогнозы производства, динамики цен и конъюнктуры зернового рынка, использования новых технологий производства зерна и другие. В том числе, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский констатировал приближающийся технологический откат в сельскохозяйственной отрасли. По его словам, лакмусовой бумажкой данного процесса является сокращение инвестиций в основной капитал производства пшеницы, что неминуемо приведёт к снижению производственных показателей.

Презентация Салиса Каракотова была посвящена развитию отечественной селекции и семеноводства основных сельхозкультур. Он напомнил: вместо того чтобы инвестировать в развитие отечественной селекции, обеспечивая тем самым аграрную безопасность страны, российские земледельцы вынуждены финансировать селекцию иностранную. На приобретение семян подсолнечника наши аграрии тратят 55,4 млрд руб., кукурузы – 16,5 млрд, сои –13 млрд, сахарной свёклы – 9,3 млрд рублей.

Кроме того, академик высказал свою точку зрения относительно нового закона о локализации производства семян на территории Российской Федерации. Согласно ему, иностранные компании должны передавать селекционный материал российским научно-исследовательским институтам. «Если это произойдёт в действительности, то с согласия иностранных компаний мы будем производить далеко не самые лучшие иностранные сорта и гибриды, забыв о собственной селекции», – считает Салис Добаевич.

Вместо этого нужно развивать собственную селекцию. У компании «Щёлково Агрохим» в этом плане есть серьёзные достижения. В рамках масштабных испытаний, проведённых в прошлом году на полях ООО «Дубовицкое» (Орловская область), отечественные гибриды выглядели весьма достойно даже в сравнении с иностранными продуктами. То же самое касается новых российских гибридов подсолнечника и сортов сои.

Отдельно Каракотов затронул проблему, связанную с карликовой головнёй. В прошлом году Россельхознадзор обнаружил этого карантинного вредителя в десятках тысяч тонн российского зерна. «Заражённую» пшеницу нельзя отправлять на экспорт и реализовывать внутри страны: её следует уничтожить.

Однако реальность этой проблемы вызывает сомнения. Ведь на протяжении последних 50 лет эпифитотийных вспышек этой болезни на территории современной России зафиксировано не было. А высокие урожаи пшеницы, которые получают отечественные земледельцы, исключают возможность  присутствия возбудителя в посевах.

Салис Каракотов предположил, что карликовую головню могут путать с твёрдой, которая карантинным объектом не является. Однако со всеми видами головни российские земледельцы успешно борются с помощью триазольных фунгицидных протравителей. Поэтому вопрос, откуда «растут корни» этой проблемы, всё ещё остаётся открытым.